Николай Иванченко — об органическом земледелии, минимальной обработке почвы, биоте и особом меню в санаториях, школах и детсадах

«Это и переход на другой уровень питания, и новая ниша экспорта»

Окончание. Начало за 13 декабря.

СУТЬ применяемой в хозяйстве технологии: на поверхности остаются пожнивные остатки, солома измельчается и разбрасывается по полю. Все это бактерии перерабатывают в поверхностном слое, поскольку разрыхление идет лишь на глубину 3—4 сантиметра. Именно здесь идет повышение плодородия земли. Конечно, зерно после зерна сеять не будешь. Там активно используют бобовые травы, в частности козлятник, благодаря чему в почве накапливается азот.


В итоге повышается естественное плодородие почвы. Анатолий Шугуров приобретал отдельные участки с 28—30 баллами, а со временем довел до 100. Накопление гумуса идет за счет внесения органики и минимальной обработки поверхностного слоя. Причем скорость значительно выше, чем при традиционной отвальной обработке. В течение 5—7 лет гумус вырос на 1 процент! Это и есть стопроцентное органическое земледелие. Кстати, сейчас хозяйство производит органическую муку. За ней буквально выстраивается очередь из знаменитых московских хлебопекарен. Они изготавливают хлеб и другие изделия, которые позиционируются как органические. Все это покупают люди, стремящиеся к здоровому питанию.

Анатолий Шугуров приезжал на выставку «Белагро» и проводил семинар на такую тему. После этого у нас были разработаны мероприятия по аналогичному ведению земледелия, но их не реализовали на практике, и все потихоньку заглохло.

— Однако у минимальной технологии обработки почвы есть и активные противники. Они утверждают, что она у нас возможна лишь в минимальных масштабах, только на легких почвах. Что бы вы могли ответить оппонентам?

— Они не хотят понять, что биота играет решающую роль в почвенном метаболизме, то есть усвоении растениями питательных веществ и обратной передаче их в почву. Противники такой технологии убеждены, что главенствуют химические процессы, а не биологические. И в этом их глубокое заблуждение.

— Как шел процесс разработки проекта закона «О производстве и обращении органической продукции»? Какова в этом ваша роль? Приходилось ли сталкиваться с непониманием самой идеи?

— Когда я стал депутатом Палаты представителей предыдущего созыва, начал этот вопрос активно поднимать, проводить круглые столы, собирал ученых, которые были сторонниками органической продукции. Но, к сожалению, немало и тех, которые занимают другую позицию: мол, у нас немного почв, на которых можно вести минимальную обработку. Поэтому пусть отдельные энтузиасты этим занимаются, мы им готовы даже дать рекомендации. А лучше вести традиционное земледелие. То есть опять вспашка, минеральные удобрения, гербициды и так далее. Понимания же того, что минимальная обработка и органическое земледелие — это будущее, у многих не было. Поэтому я все время вел разговоры о том, что нужен нормативный акт, который создал бы законодательную базу для ведения органического сельского хозяйства. В 2014 году появилась концепция, а затем и проект закона. Этому предшествовали круглые столы, 5 международных научно-практических конференций по органическому сельскому хозяйству.

— В Беларуси пока только 20 хозяйствующих субъектов, которые производят органическую продукцию на 1,5 тысячи гектарах. Слишком скромно. А в мире?

— Годовой прирост органической продукции на планете от 10 до 15 процентов. Если в 2000-м мировой объем органической продукции был 18 миллиардов долларов, то в 2017-м уже 90. По прогнозам экспертов, к 2020 году цифра достигнет 130, а к 2024-му — 324 миллиардов. Словом, это вопрос, на который нельзя не обращать внимания. Если мы будем и дальше рассуждать, стоит этим заниматься массово или не стоит, нас просто обгонят. Об этом неустанно говорил и продолжаю повторять. С одной стороны, органические продукты — переход на другой уровень питания своего народа, с другой — новая ниша на экспортном рынке. Поэтому их производство надо активнее наращивать.

— У нас есть ряд обязательств в рамках ЕАЭС. Как обстоят дела с нормативной базой по этому вопросу в интеграционном объединении?

— Армения в 2008 году приняла аналогичный закон, Казахстан — в 2015-м, Россия — в августе этого года. В Кыргызстане подобный законопроект прошел первое чтение в парламенте. ЕЭК объявила это направление одним из приоритетов своей работы. Это говорит о серьезном государственном и межгосударственном подходе. Но у каждой страны такой закон имеет свои особенности. Встает вопрос координации правовой базы. Считаю, нужно разработать общую программу развития органического сельского хозяйства в ЕАЭС. Причем не надо откладывать в долгий ящик, потому что со временем сделать это будет сложнее.

— Закон вступает в силу через год после официального опубликования, Совету Министров предписано принять меры по реализации его положений. Какими они могут быть?

— Считаю, на базе закона нужна системная «дорожная карта» развития производства органической продукции. Представители аграрного ведомства заявляли, что такая уже есть. Я с ней познакомился. Это просто концепция, общие моменты. А нужны конкретные положения, сроки исполнения и ответственные за них. В связи с этим предлагаю сформировать национальную программу в этой сфере. Кстати, в США принята национальная программа развития органического земледелия. Почему бы и нам так не поступить? И было бы неплохо, чтобы такой нормативный документ был утвержден указом Главы государства. Ведь это, по сути, новое для нас дело начиналось именно с поручения Президента.

Необходимо создать систему господдержки, то есть механизмы финансовой и технической помощи производителям органической продукции. Без нее невозможно развитие этого сегмента, особенно на первых порах.

— Как вы относитесь к идее формировать на конкурсной основе ежегодный госзаказ на органическую продукцию?

— Двумя руками за. Ее надо дать в первую очередь школам, детским садам, больницам, санаториям. Государство должно целевым образом поддержать появление такого товара на внутреннем рынке. Возьмем, например, курортную зону Нарочанского края. Ее санатории могли бы позиционировать себя как учреждения, использующие только органическое питание. Это престижно, в том числе и для привлечения зарубежных пациентов. На такой основе можно проводить системные медисследования о влиянии органических продуктов на здоровье людей. Человек приехал в санаторий с одними показателями, а уезжает уже с другими. Это была бы наилучшая агитация за производство органической продукции.

Далее — расширение объемов производства. Сферу нужно сделать проектом государственно-частного партнерства. В сочетании с элементами финансовой поддержки, определенными льготами появится мощный стимул для инвестиций, в том числе со стороны зарубежного частного капитала. Ускорится развитие технологий в этой области.

Стоит определить в каждой из областей минимум по одному базовому хозяйству, специализирующемуся на производстве органической продукции. Это позволит управлять процессом более глобально, динамично, системно. Конечно, кто-то из руководителей сельхозпредприятий мог бы дополнительно по своему желанию пойти на развитие такого производства. Тем более что законом предусматривается возможность параллельного ведения обычного и органического производства. Это очень важный момент, который позволит постепенно наращивать последнее.

— Важный вопрос — организация обучения специалистов. Пока здесь нет системы.

— Должна быть программа обучения, а также стажировок за рубежом, где уже годами занимаются производством органической продукции. Например, в Швеции до 40 процентов сельхозугодий отведено под органическое производство. Необходимо создать совместный обучающий центр в рамках ЕАЭС, чтобы он заключал договоры с крупными государственными и частными зарубежными организациями для обучения и стажировки. А параллельно создавать свою аналогичную учебную базу. Несомненно, надо привлечь наши аграрные учебные заведения, в том числе обучать в этом направлении и студентов.

Надо активнее использовать опыт соседей, чаще высаживать десанты своих специалистов в хозяйства России и Украины, где развито органическое производство, чтобы использовать наш, славянский, опыт в этой сфере. Надо учитывать менталитет, близость языков, что упростит стажировки.

Международная федерация органического сельскохозяйственного движения (IFOAM) объединяет около 150 стран. Это частная некоммерческая организация, которая занимается пропагандой органического производства. Отдельные наши производители стали ее членами. Но масштабно Беларусь в ней не представлена. Жизнь требует устанавливать долгосрочные контакты.

— Естественно, в средствах массой информации надо всячески популяризировать тему производства и обращения органической продукции.

— Я бы даже предложил, чтобы появился такой своеобразный День органического производства. Пусть люди заранее его ожидают. Чтобы раз в месяц или квартал все заинтересованные СМИ массово посвящали материалы этой теме. Пусть бы издательский дом «Беларусь сегодня» и, в частности, «Сельская газета» стали инициаторами выстраивания такой концепции повышения роли СМИ в популяризации этих технологий.

Требуются и поощрительные меры. Надо учредить премии Правительства, Министерства сельского хозяйства и продовольствия за успехи в этой области, конкурс «Лучший органический продукт года», звание «Лучший производитель органической продукции» и так далее. А на праздниках «Дажынкі» и в День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности АПК чествовать производителей в этой сфере, выделяя их в отдельные номинации. 

Есть еще один очень важный аспект. Современные технологии позволяют получать вещества органической направленности, которые ускоряют процессы улучшения почвы, питания растений. Разработаны биологические консерванты для кормов, выпускается много препаратов на основе торфа для удобрения земли. Хотелось бы, чтобы все это, в том числе средства защиты растений именно органического направления, с микробными компонентами, было выделено в отдельную группу, чтобы специалисты знали о них. Также отечественное производство таких препаратов должно иметь господдержку.

Следует инициировать создание ассоциации производителей органической продукции. Причем ее членами могут быть не только хозяйства, но и ученые, изготовители соответствующих удобрений, средств защиты растений и многие другие люди, которым интересно такое направление деятельности. Она будет отстаивать интересы своих членов, взаимодействовать с Министерством сельского хозяйства и продовольствия, государственными органами, представлять интересы нашей страны за рубежом.

Уверен, наша страна с ее трудолюбивым образованным народом, молодежью, стремящейся к инновациям, пытливыми учеными может и должна занять достойное место среди государств — производителей органической продукции высокого качества, востребованной не только в Беларуси, но и на мировых торговых площадках.

— Спасибо, Николай Михайлович, за то, что вы поделились с читателями интересными наблюдениями и размышлениями о путях развития производства органической продукции.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter