«Это единственный экземпляр во всей Восточной Европе». На ретро-пробеге «Кола часу» показали редчайшие модели мотоциклов

Сегодня в шестой раз прошел пробег ретро-мотоциклов «Кола часу». На глубокий налет истории указывает одно только название – колеса здесь действительно старые и, словно машина времени, запросто уносят зрителей в середину XX века. Рассмотреть давно выпущенные, но в прекрасном состоянии – так хорошо сохранившиеся или тщательно отреставрированные – мотоциклы можно было на стоянке ретро-пробега в агрогородке Долгиново, что в Вилейском районе. К назначенному времени, хотя организаторы пробега заранее попросили сделать скидку на средний возраст моделей и возможные накладки в пути, ко встрече гостей из прошлого все было готово. И надувные горки и батуты для детей, и украшенная сцена для долгой культурной программы с песнями и танцами, а главное – десятки зрителей. 





«Нет, на огород не пойду, у нас сегодня праздник. Как какой? Байкеры же приезжают к нам. Вот с внучкой пришла, и фотоаппарат взяла, буду снимать», - объясняли по телефону кому-то перерыв в сельскохозяйственной работе на приусадебном участке. Хотя повод для торжества выдался даже двойной: приезд колонны мотоциклистов в Долгиново решили совместить с праздником деревни. А сама традиция такого праздника давно уже стала ежегодной, и уж тем более с особым размахом он должен был пройти в Год малой родины, с воодушевлением делился подробностями председатель Долгиновского сельского Совета Александр Малиновский:

- В Долгиново живет больше 1200 человек, и давно заведено, что каждый год вместе отмечаем праздник деревни. В этом году мы постарались найти свою изюминку и обратились к известным реставраторам и организаторам ретро-пробегов братьям Виталию и Олегу Гапановичам. Они выходцы из наших краев и откликнулись на предложение устроить стоянку в Долгиново. Несколько часов гости праздника смогут общаться с участниками пробега, рассматривать раритетные модели мотоциклов, а ведь это живая история. Такая любовь к технике – тоже хороший пример для подражания, когда внимание молодежи уходит к телевизору или уже больше компьютеру. Такие энтузиасты заслуживают только похвалы.









И действительно, остановившаяся на центральной площади колонна байкеров из 7 стран, в том числе России, Финляндии, Латвии, Литвы, и более чем 100 мотоциклов немедленно оказалась в центре внимания, особенно у местной ребятни. Даже погода благоволила ретро-пробегу и зрителям: хмурые прогнозы не сбылись, и обошлось без дождя. Именно предупреждение синоптиков урезало состав участников, рассказали организаторы «Кола часу» Олег и Виталий Гапановичи:






- Синоптики объявили оранжевый уровень опасности из-за гроз и ливней и, конечно, это насторожило некоторых потенциальных участников – всего мы разослали более 500 приглашений. Все-таки мотоцикл не укрывает от непогоды, а когда дело касается такой ретро-техники, да еще переезда из другой страны, то эти опасения не напрасны. Так что мы точно недосчитались нескольких иностранцев из-за капризов погоды. Но ретро-пробег, считаем, однозначно удался – посмотрите на положительную реакцию зрителей, их эмоции. Для них это настоящее шоу, бесплатный музей под открытым небом. Сообщество, увлеченное мотоциклами с историей, в Беларуси, может быть, не такое большое по сравнению с другими европейскими странами, но оно заметно выделяется на их фоне. Средний возраст этого сообщества около 30 лет, а в Европе – за 40, то есть и молодежь увлекается такой техникой, не боится сложностей в реставрировании – это здорово. И мы знаем студентов, которые буквально со стипендии восстанавливают мотоциклы.














Викторина на знание мотоциклетной истории среди зрителей показала, что и в Долгиново полно энтузиастов мотодвижения, назубок знающих, какая модель одного производителя послужила прототипом для другой, фамилии конструкторов и прочие хитрые технические детали. В конкурсе для детей, к счастью, нужны были не твердые знания, а творческие задатки, чтобы красиво нарисовать мотоциклы. «Ну что, купите Ильей такой, когда подрастет?» - интересовались организаторы у мамы одного из победителей. Она такой энтузиазм разделяла с опасением, но все-таки ответила: «Наверное». Впрочем, с ретро-мотоциклом можно быть спокойным: их покупают не для того, чтобы нарушать все мыслимые правила дорожного движения и носиться на одном колесе, а чтобы проехаться на волнах ностальгии и истории. Причем ностальгия по советским мотоциклам Ява, как можно было узнать на ретро-фестивале, распространена даже... в Финляндии. И председатель финского фан-клуба этой марки Кауко Сунтиоинен приехал в Долгиново на Яве 1953 года. Несмотря на возраст, техника уверенно завелась с первого раза:






- Ява была очень популярна в Финляндии в послевоенные годы, когда позволить себе автомобиль могли очень немногие. Поэтому все покупали мотоциклы для передвижения, и Ява была хорошим выбором не только из-за доступной цены, но и по надежности, удобству. Это на самом деле были хорошие мотоциклы. Но в 60-е в стране стали продаваться байки из Японии, и соотношение стало уже не в пользу Явы. Сейчас этими мотоциклами интересуется в основном старшее поколение, у кого с ними связаны воспоминания из молодости. В нашем фан-клубе около 600 человек. У меня самого было самое большее 10  мотоциклов, но сейчас только 4, остальные раздал друзьям из клуба, на все не хватало просто времени. 








А рядом с мотоциклом Кауко можно было увидеть байк его товарища по клубу, тоже Яву, но выпускавшуюся специально для Шведской армии – зимой к модели можно было приделать лыжи. Или адаптированный для армии Урал-2 – модель за ненадобностью обходилась без поворотников, был только головной фонарь. Не уменьшалась очередь и тех, кто хотел посидеть на вишневом мотороллере Cezeta. Модель была в особой комплектации – с часами на приборной панели, да-да, когда-то хронометр считался отдельной весомой опцией.





Не переставая фотографировали и изюминку ретро-пробега – ярко-красную итальянскую Gilera Giubileo 98. Таких моделей в честь юбилея компании-производителя выпустили всего 1000 штук, а свой экземпляр нынешний владелец купил в виде комплекта для сборки – на полное восстановление ушли годы. Организаторы фестиваля заметили: «Это настоящий раритет, единственный экземпляр не только в Беларуси, но и вообще во всей Восточной Европе. Да и по всему миру таких мотоциклов осталось очень мало. Тем приятнее, что и он принимает участие в ретро-пробеге».





Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter