Формула-1. Гран-при Великобритании. Гонка

Это должно было случиться…

Завершившийся победой Льюиса Хэмилтона Гран-при Великобритании по многим факторам стал дерзким вызовом нынешней ситуации в мире в целом и в гонках "Формулы-1" в частности.

Льюис и его "Мерседес" перед стартом

Уже сам факт, что этот этап состоялся в период бушующей пандемии и повсеместного страха перед многоликим коронавирусом, заслуживает уважения. А то, что британские власти позволили провести его без ограничения заполняемых мест на трибунах, вызывает восхищение. Около 80 тыс. болельщиков приехали в Сильверстоун уже в пятницу, а в воскресенье был полный аншлаг с числом зрителей, превысившим отметку в 140 тыс. человек. И надо отметить, что они не остались разочарованными от увиденного на трассе. Пусть и пришлось делать тест, вакцинацию или предъявлять сертификат о наличии антител после перенесенного уже заболевания, чтобы попасть на трибуны или пелузы. Соскучившиеся по настоящим гонкам "Формулы-1" британцы наверняка сошлись во мнении, что это того стоило.

Удачный эксперимент

О новом формате квалификации говорили долго, этот вопрос неоднократно обсуждался в командах, при этом мнения были самые разные. В итоге было решено провести эксперимент на трех трассах, чтобы убедиться: нужно ли что-то менять в нынешней квалификационной схеме, или все оставить по-прежнему. Сильверстоун стал первым полигоном для новинки.

Несмотря на то, что британскую трассу вряд ли можно отнести к обгонным, 100-километровая гонка-спринт позволила, что называется, "перетасовать карты в колоде". Лишь три гонщика остались на прежних позициях по сравнению с пятничной квалификацией. Да и сам спринт был интересным зрелищем, хотя и продлился он всего 17 кругов, почти треть от большой гонки, которая здесь включает 52 круга.

В общем, скептикам нового формата не осталось ничего, кроме как сказать, мол, давайте посмотрим новинку еще и на других трассах, может быть там это будет не столь успешно. А на мой взгляд, новый формат как раз таки и следует проводить на отдельных автодромах, а не на всех подряд трассах. Это позволит не только разнообразить гоночный уик-энд, но и придать особый характер конкретным этапам.

В этом сезоне нам предстоит еще увидеть субботние спринт-гонки в Монце и, скорее всего, в Сан-Паулу на Интерлагосе. Но это при условии, что бразильский этап все же состоится, несмотря на тревожные цифры распространения коронавируса в Латинской Америке. И уже потом FIA вынесет свой окончательный вердикт по поводу того, где именно будет применяться новый формат. Сразу отметим, что Монако в любом случае сохранит уже сложившуюся традиционную схему квалификации. Узкие улочки княжества не способствуют новому формату, менять там ничего не будут.

Льюис Хэмилтон - победитель Гран-при Великобритании

Столкновение, которого все ждали

То, что Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон когда-нибудь столкнутся между собой, было очевидным. Слишком уж часто приходилось этим гонщикам бороться за лидерство в непосредственной близости друг от друга. Ожидания укрепились еще больше после того, как болиды "Ред Булл" поехали быстрее и стали все чаще опережать "Мерседес". Добавляло аргументов и агрессивное поведение голландского пилота на трассе. Выросший в картинге и пришедший в "Формулу-1", миновав многие традиционные ступени гонок с открытыми колесами, Макс частенько грешил своими "картинговыми манерами" вести борьбу с соперниками. Но до сих пор все ему сходило с рук. То конкуренты голландца отступали в последний момент, не доводя ситуацию до столкновения, то удача откровенно сопутствовала "хулигану", спасая его от, казалось бы, неминуемых последствий.

Фернандо Алонсо финишировал 7-м

Но когда-то ведь светлая полоса должна была бы и закончиться. Безусловно, свой 7-й сезон в Больших призах Макс проводит уже зрелым опытным пилотом. Уже нет того мальчишества и безрассудства, которые имели место в самом начале его формульной карьеры. Но жесткость, агрессивность и желание идти до конца в достижении поставленной цели – это в характере Ферстаппена. Такое принято называть "чемпионским синдромом".

То, что произошло на стартовом круге в Сильверстоуне, было вполне ожидаемым. Не хватало лишь фактора агрессивности со стороны соперников по отношению к самому Максу. И вот этот фактор появился.

Выиграв пятничную квалификацию, Льюис Хэмилтон затем упустил свое преимущество в спринт-гонке. "Ред Булл" Ферстаппена был заметно быстрее на субботнем старте, и голландец не стал дожидаться удобного момента, а сразу же захватил лидерство. Попытки британского чемпиона отыграться были тут же жестко пресечены Максом, Льюис не стал рисковать, чтобы не быть выбитым с трассы.

Ферстаппен, Перес, Сайнс, Алонсо на параде пилотов

В воскресенье ситуация несколько изменилась. Теперь уже Макс был впереди на стартовой решетке. Первые же секунды после того, как погасли стартовые огни, показали, что "Мерседес" выглядит быстрее, чем накануне. И с большим трудом Ферстаппену удалось перекрыть траекторию сопернику прямо на стартовой прямой. В точности, как это делал в свое время Михаэль Шумахер. Немецкий чемпион, стартуя с поула, обычно сразу же перекрещивал траекторию своего болида, вынуждая соперников притормаживать перед первым поворотом, либо уходить с оптимального для них маршрута.

Однако в отличие от субботы с полными топливными баками машины "Мерседес" выглядели в воскресенье все же побыстрее на старте. Льюис стал активно наседать на соперника, и тот вынужден был защищать свою позицию. На мой взгляд, если бы Макс Ферстаппен не отвлекался на британца, а просто ехал в своем темпе, то он, возможно, сумел бы продержаться целый круг в лидерах. Но голландец стал всячески препятствовать Льюису, внимательно следя по зеркалам, чтобы не пропустить момента обгона.

Перед 9-м поворотом Хэмилтон попытался попасть на внешний радиус, но Ферстаппен в очередной раз перекрыл траекторию, вынудив соперника уйти на внутренний. А дальше произошло то, что и должно было случиться. Уйдя пошире на внешний радиус, чтобы затем с увеличением скорости перерезать в очередной раз линию движения сопернику, Макс не учел того обстоятельства, что пилот "Мерседес" был недостаточно далеко от него. И фактически "подрезав" соперника, голландец наткнулся своим задним правым колесом на переднее левое колесо Льюиса. "Ред Булл" развернуло, он потерял управление и боком через всю гравийную зону безопасности понесся в отбойники. Учитывая, что машину голландца сорвало на скорости 290 (!) км/ч, нагрузка на тело гонщика при ударе об отбойники составила 51 G.

К счастью, обошлось без тяжелых последствий. Макс сам выбрался из болида, хотя и было видно, что столкновение с барьерами не прошло для него бесследно. Гонщика "Ред Булл" сразу же отправили в госпиталь на обследование, гонку остановили красными флагами.

Судьи вынесли вердикт: 10 секунд штрафа Хэмилтону как виновнику аварии. На мой взгляд, решение могло быть и в пользу "гоночного инцидента". Пересматривая десятки раз фрагменты видеозаписи этого инцидента, приходишь к выводу, что столкновение было ожидаемым. Макс по привычке предполагал что соперник отступит, как это неоднократно случалось ранее. А Льюис, в свою очередь, решил, что пора и ему повести себя в стиле "голландского хулигана". Вот и нашла коса на камень.

Я не пытаюсь оправдать действия британского чемпиона, но не хотелось бы и преуменьшать вину самого Макса, не в первый раз пилотирующего на грани допустимого в подобных конфликтных ситуациях. Теперь хотя бы в следующий раз Ферстаппен прежде, чем идти на такой риск, будет думать, что соперник может и не отвернуть в сторону, оставаясь на своей траектории. А значит, нужно либо оставлять ему место на трассе, либо совершать свой обгонный маневр по-другому. Ведь агрессивным можешь быть не только ты сам, но и те, кого ты собрался обгонять в своей агрессивной манере.

Уступи Макс в той ситуации, и неизвестно как бы сложилась дальнейшая гонка. Ферстаппен вполне мог бы ее выиграть. А если и не добиться победы, то во всяком случае не потерять много очков. Но получилось как получилось.

Маттиа Бинотто наверняка улыбается под маской

"Феррари" на подиуме в окружении "Мерседес"

Воспользовавшись ситуацией, Шарль Леклер вышел в лидеры, и после рестарта именно монегаск лидировал на протяжении всей оставшейся гонки. Точнее сказать, почти всей. За три круга до финиша Льюис нагнал соперника после отбытого во время пит-стопа 10-секундного штрафа. И в том же 9-м повороте британец предпринял аналогичный обгонный маневр, имея большое преимущество в скорости. В отличие от Макса Шарль не стал перерезать траекторию. Да, ему пришлось пропустить более быстрого соперника вперед себя, но зато Леклер избежал столкновения и приехал на финиш вторым. Подиум для "Феррари" был долгожданным, до победы в гонки пилоту скудерии просто не хватило пары кругов.

Третьим на процедуре награждения и распитии шампанского был Вальтерри Боттас. Успехом для финна вряд ли это можно было бы назвать. Пилоту "Мерседес" пришлось перед финишем пропускать без боя своего напарника, как об этом его попросила команда. Но темп Льюиса был явно выше. На финише Боттас отстал от британца на 15 (!) секунд, имея одинаковую с ним машину. Поэтому любая критика командной тактики со стороны сторонников финского вице-чемпиона будет неуместной. Кстати, следует добавить, что оба старта: в начале гонки и рестарта после аварии Макса, –Вальттерри не только не отыгрывал позицию у соперников, но и обязательно пропускал вперед себя кого-то стартовавшего позади. В первом случае это был Шарль Леклер, а во втором Ландо Норрис. Не случись проблемы у пилота "МакЛарен" во время пит-стопа, когда механики продержали его на 3 секунды больше из-за колесной гайки, не факт, что Боттас вообще смог бы затем обогнать британского гонщика на трассе.

Да, и Сайнсу не повезло на пит-стопе. 10 секунд вместо традиционных 2,5. Это тоже помогло Боттасу. Вряд ли бы он сумел на трассе обогнать и испанца, который после рестарта уверенно ехал впереди финна.

Ландо в итоге финишировал 4-м, вернув себе 3-е место в личном зачете и сохранив единственным, кому это удалось, звание самого стабильного гонщика пелотона. Норрис по-прежнему исправно набирает очки в каждой гонке.

Карлос Сайнс потерял драгоценные 10 секунд на пит-стопе

Борьба за титул обостряется

Если кто-то считает, что победа Льюису досталась неожиданно для него самого, то осмелюсь возразить. Льюис одержал свою 8-ю победу в Сильверстоуне. Таких рекордов всего три. Михаэль Шумахер на французской трассе в Манье-Куре и тот же Хэмилтон на венгерском автодроме Хунгарроринг.

Доктор Хельмут Марко недоволен "мягким" наказанием Льюиса

После финиша действующий чемпион взял у подбежавшего к нему маршала заранее приготовленный на этот случай британский флаг и проехал с ним круг почета перед восторженными трибунами соотечественников. Первый пример возрожденный старой традиции. Затем, уже запарковавшись возле табличек победителей, Льюис выбежал с этим флагом на газон перед главной трибуной, приветствуя зрителей. Подходящий момент, чтобы сказать: его радости не было предела. Макс Ферстаппен по этому поводу даже написал в своем твиттере, что с учетом его аварии такое поведение британца было неуместным.

Шарль Леклер - гонщик Дня в Сильверстоуне

Но мне кажется, что сам голландец в подобной ситуации, узнав, что соперник сильно не пострадал, а главное, остался живым и практически без видимых травм, поступил бы аналогично перед многотысячными трибунами своих соотечественников на родном автодроме. Понятно, что гонщику "Ред Булл" обидно потерять не только гонку, но и большое преимущество, которое при определенных обстоятельствах могло быть ему гарантией будущего чемпионского титула. Но, возможно, случившееся остудит голову "горячему голландцу", вынуждая его в следующий раз более осмотрительно "расталкивать локтями" соперников на трассе, тем более на высоких скоростях. Ведь автоспорт – это не виртуальные гонки, и опасность здесь реальная, в отличие от компьютеров, где можно одним нажатием кнопки перезагрузить события.

Поскольку Серхио Перес после неудачи в спринте так и не смог набрать очков, а оба гонщика немецкой команды финишировали на подиуме, то отрыв "Ред Булл" от "Мерседес" сократился до 4. Мексиканцу на предпоследнем круге удалось показать лучшее время круга, тем самым лишив победителя гонки дополнительного очка. Борьба за титул обостряется.

А гонщиком дня был признан Шарль Леклер. Действительно, пилоту "Феррари" удалось провести красивую гонку на машине, уровень которой соответствует лишь пока еще 4-му месту. То есть реально Леклер при отсутствии сходов соперников мог быть в лучшем случае на 7-й финишной позиции.

Никита Мазепин финишировал впереди Мика Шумахера

Серхио Перес "украл" 1 очко у Льюиса, но сам ничего не получил

Шарль Леклер впереди "МакЛарен"

Результаты личного зачета после Гран-при Великобритании:

  1. Макс Ферстаппен (“Ред Булл”) -        185

  2. Льюис Хэмилтон (“Мерседес”) -        177

  3. Ландо Норрис (“МакЛарен”) -            113

  4. Вальттерри Боттас (“Мерседес”) -    108

  5. Серхио Перес (“Ред Булл”) –               104

  6. Шарль Леклер (“Феррари”) -                80

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter