Это дань уважения предкам

Народный  художник  Беларуси  Владимир  Стельмашонок  столице  предпочел  небольшой  городок

Народный  художник  Беларуси  Владимир  Стельмашонок  столице  предпочел  небольшой  городок

Деревню Химное, что в Осиповичском районе, не найдешь ни на одной, даже самой подробной карте. Покосившиеся дома, седовласые жители, которых можно сосчитать по пальцам. Но с недавних пор деревенька эта у многих на слуху. Не так давно в Осиповичах открылась художественная галерея народного художника Беларуси Владимира Стельмашонка, который Химное считает своей малой родиной. 

Владимир Иванович родился в Минске аккурат восемьдесят лет назад. Но воспоминания детства его связаны исключительно с Могилевщиной. Родители, учившиеся в столице на рабфаке, сперва отдали сына на воспитание деду по материнской линии в деревню Явкино, что в Мстиславльском районе. Год спустя Володя перебрался в Химное, к другому деду, Моисею. 

Художник и сегодня любит вспоминать, как бегал «у лаўку да Арцёма» за конфетами и пряниками. Да и свои первые картины Вовка «выписывал» на песке именно во дворе дедовского дома. Хотя серьезно рисованием он увлекся значительно позже, в юношеские годы. Но рубленые хаты, свежий аромат сена и струганых досок художник вспоминает даже сейчас. Не один раз рисовал дедовскую хату, портреты своих родственников. 

Одно из самых ярких впечатлений детства – встреча с Янкой Купалой. Именно отец Стельмашонка, известный в то время хирург, был приглашен оперировать пытавшегося покончить с собой классика. Володя, в ту пору еще совсем ребенок, напросился с родителем в госпиталь и в щелочку подсматривал за Купалой. Потом отец еще не раз брал с собой сына, собираясь к нему домой на осмотр. Тетя Владя, жена Купалы, любила поиграть со смышленым мальчишкой. 

Позже, будучи студентом, Владимир лично познакомился и с другим белорусским классиком – Якубом Коласом. Стельмашонок  рисовал его трижды. Портрет 1967 года стал хрестоматийным и по сей день остается визитной карточкой художника. Хотя поначалу с семьей Мицкевич отношения у молодого художника не сложились. Сыну Коласа, Михасю, не понравился портрет, на котором его отец был изображен в рубашке с распахнутым воротом и соломенной шляпе. Правда, позже он изменил свое мнение о Стельмашонке. 

Владимир Иванович всегда был предан Родине. После окончания Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Репина Стельмашонку предлагали остаться в Ленинграде, но он вернулся в Минск. Много лет спустя, присвоив ему звание почетного гражданина города Трентона, американцы всячески уговаривали остаться в Штатах. Но художник возвратился в Беларусь, вне которой не мыслил своей жизни. 

На родине Стельмашонок прежде всего прославился как портретист. Не исключено, что среди соотечественников найдутся люди, никогда не видевшие его живописных работ. Но убеждена: большинство все же когда-либо, пусть и неосознанно, познакомились с другими его творениями. Витражи в музее Янки Купалы и столичном Доме мод – дело рук Владимира Ивановича. Самыми известными монументальными работами Стельмашонка стали панно на станциях метро «Площадь Победы» и «Московская». За флорентийскую мозаику на последней в 1982 году он был награжден почетной грамотой Союза архитекторов СССР и орденом «Знак Почета». 

Вообще же, конец 80-х – самое плодотворное время Стельмашонка-организатора. Бывший председатель Союза художников Беларуси стал депутатом Верховного Совета СССР, возглавив комитет по культуре. При его непосредственном участии разрабатывался Закон  «О культуре», который потом еще много лет действовал в Беларуси. К заслугам Владимира Ивановича можно отнести строительство Дворца искусств на улице Козлова. 

Активно занимаясь общественной работой, художник никогда не переставал рисовать. Его полотна выставлялись в различных странах, значительная часть картин хранится в Художественном музее Беларуси. Но он всегда думал о своей малой родине. Прихватив с собой карандаш и фломастер, он уже и после смерти предков частенько наведывался в Химное. Его завораживали местные пейзажи и лица деревенских жителей, напоминавшие ему дедов. 

Портреты своих родственников Стельмашонок рисовал всегда. Он изображал их с натуры и позже по памяти. Один из залов галереи в Осиповичах, где собрано 37 картин и 23 графические работы, посвящен исключительно родственникам. Там и повтор его известных «Явкинских колядок», где изображены родственники по линии матери, и воспоминания детства «Папараць-кветка», написанные в 90-е годы. Много портретов: матери, отца, детей (Наталья и Сергей тоже художники). Владимир Иванович даже воссоздал свое генеалогическое древо, изобразив на нем всех ближайших родственников. 

Второй зал – разножанровый. Значительную его часть опять же занимают портреты. Стельмашонок, как никто другой, умеет тонко подметить особенности характеров, мимики, жестов, что придает его работам неповторимость. В некоторых картинах присутствует гротеск, тем не менее люди всегда узнаваемы. Есть в Осиповичах и несколько полотен известной «радзивилловской» серии. 

Два зала, которые занимает галерея, только начало, заверяет мастер.  Он еще подготовил около сотни акварелей для своих земляков. Готов отдать и последние работы. Иначе ведь и быть не может. Это дань уважения предкам. 

На снимке: галерея вызывает интерес не только у осиповчан, но и у гостей города. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter