Это было недавно, это было давно...

Сколько бы ни прошло лет, но остается в нашей памяти незабываемое. Школьные годы — именно такие. Мы попросили некоторых известных и уважаемых в нашей стране людей поделиться своими воспоминаниями об этих годах
Сколько бы ни прошло лет, но остается в нашей памяти незабываемое. Школьные годы — именно такие. Мы попросили некоторых известных и уважаемых в нашей стране людей поделиться своими воспоминаниями об этих годах.

1. Случалось ли в вашей жизни 1 сентября, которое вы запомнили навсегда? Что в первую очередь всплывает в памяти?

2. Помните ли по именам своих школьных учителей?

3. Как часто встречаетесь с одноклассниками?

4. Стала ли для вас школа еще и школой жизни?


Протоиерей Федор Повный:

Школа и школьные годы — место и время моего становления. Для меня день 1 сентября всегда оставался праздником, к которому мы в семье тщательно готовились. Я любил особую атмосферу обновления, связанную с началом каждого учебного года.

Я и мои братья были детьми священника. И отношение к нам проявлялось разное. И вот когда 20 лет спустя я приехал на вечер встречи в свою родную гомельскую школу N 3 в рясе, с крестом и привез трехтомную Библию, мои учителя подходили ко мне под благословение. Для меня это стало открытием.

Но в Гомеле я учился с пятого класса. А первые четыре года прошли в школе городского поселка Лоев.

Вспоминаю, как ходил с родителями покупать новую форму, как носил в мешочке чернильницу, писал перьевыми ручками. Знаете, я большой сторонник школьной формы. На базе Дома милосердия открыты уникальные, на мой взгляд, классы с православной формой воспитания на традициях белорусского народа. Так вот, когда мы ввели форму — разработали ее и пошили, то увидели, насколько ответственнее стали относиться дети к себе и своим обязанностям.

Есть в жизни моменты, которые нельзя терять, они являются первоосновой. Будь то век компьютерных технологий или космических полетов. А мы, к сожалению, теряем.

Конечно, помню: первую учительницу Лину Филипповну, учителей истории Раису Наумовну и Софью Моисеевну. Никогда не забуду учителя военной подготовки Семена Федоровича Шакарова, слава Богу, он жив и здоров. Вообще, мы всех учителей уважали.

В седьмом классе у меня за год выходил «кол» по рисованию. Дело обстояло так. Я хорошо рисовал и многим в классе помогал делать работы. Когда все показывали свои рисунки учителю, он ставил им «четверки» и «пятерки». А я подходил — мне «кол» и говорил: «Опять не ты рисовал». В конце концов, пришлось раскрыть тайну. Потом этот учитель даже рекомендовал мне поступать в художественный колледж.

Со школьными друзьями общаюсь до сих пор. Знаете, чем дальше от школьного времени, тем дороже и ближе становимся мы друг другу. Начали искать друг друга только через 15 — 20 лет после школы.

Настоящее образование — не только знания. Но и формирование культуры человека, его убеждений, взглядов на жизнь. Всегда надо осознавать, какого ты роду и племени. Ведь если без корней, тогда все, что хотите, пристанет, потому что нет духовно–нравственного иммунитета. Святой Иоанн Кронштадтский заметил: «Что может быть страшнее ученого дурака...» Обязательно должен сформироваться духовно–нравственный облик юной особы. И школа играет в этом важнейшую роль. Особенно когда недорабатывает семья.


Директор белорусской гимназии N 23 г. Минска Нина Никитина:

Увы, все было так давно... Не могу сказать, что запомнила какой–то конкретный день и год, но ощущение праздника от школьного сентября осталось навсегда.

Помню практически всех своих учителей. И не только школьных. Если что–то получилось у меня как у педагога, то только благодаря им, Учителям с большой буквы, родителям и моей семье. Многие из тех, кто учил меня, до сих пор остаются образцом, к которому я стремлюсь, но, может быть, даже и не приближаюсь. Я очень критично к себе отношусь как к учителю.

Я окончила Бытенскую сельскую школу в Брестской области. В тех местах прожили всю жизнь родители. Там остались многие друзья детства. Их не интересуют мои регалии, должности или заслуги. Они всегда по–доброму радуются, когда у меня что–то получается. А если постигают неудачи, только они же могут так глубоко и искренне сочувствовать. Я очень дорожу этими отношениями — с друзьями детства.

Традиционные встречи с выпускниками проходят, как всегда, раз в десять лет. Но носят скорее официальный характер.

Школа сама и была жизнью, и стала очень хорошей подготовкой и опорой на все годы. И теперь, когда мой стаж учителя более 30 лет, я еще раз с уверенностью говорю: настоящий учитель и настоящая школа никак не зависят ни от географии их расположения (столица это или деревня), ни от громкого названия.

Многих моих учителей уже нет в живых. Но я их никогда не забываю. И хочу успеть сказать спасибо тем, кто еще с нами и кто меня слышит.


Певец Алексей Хлестов:

Конечно, самое памятное 1 сентября — первое, «в первый раз в первый класс». Была, как водится, торжественная линейка. Нас, нарядных первоклассников, выстроили буквой «П», и когда заиграл Гимн Советского Союза, я ощутил, что действительно вступаю в какой–то новый отрезок жизни. Еще, помню, благодаря маминой заботе цветы у меня в тот день были самые оригинальные, редкого цвета гвоздики — сиреневые с белой каймой.

Мой первый классный руководитель — Герасименко Алла... А вот отчество, к сожалению, не вспомню. Очень приятная женщина и опытный учитель. А с четвертого класса и далее нас опекала Ольга Николаевна Дьяченко, историк.

Очень редко. Последний раз видел школьных товарищей на передаче БТ «Одноклассники». Не то чтобы мы не дружили, нет, вполне нормальные у нас складывались отношения. Просто после окончания школы, как правило, выстраиваются новые жизненные реалии и часто складывается так, что одноклассники разлетаются кто куда.

Большой школой своей жизни я считаю начало музыкальной карьеры и работу в шоу–бизнесе.


Футболист Александр Глеб:

Признаться, день 1 сентября мне не очень нравился: кому в детстве охота зубрежкой заниматься? Окончание летних каникул всегда воспринималось как катастрофа. Помню, в канун первого дня осени дома всегда начиналась суета: школьную форму подготовить, тетради, учебники...

Наш историк Олег Геннадьевич Богданов. Самый классный мужик во всей школе! Я, конечно, доктором истории не стал, но кое–чему научился. Хотя были наставники, которые ко мне относились скептически. Я уже тогда только о футболе мечтал, за лондонский «Арсенал» играть хотел (смеется). Знал ли английский? А как же! Конечно, тут и заслуга учителей Марии Ивановны Ничипорчик и Ларисы Викторовны Шинкевич, но и я ведь тоже талантливый (смеется).

К сожалению, нечасто. Я ж в Лондоне, а они дома. Да и друзей–то не сильно много осталось — Вадик да Степа. Когда приезжаю в Минск, обязательно встречаюсь с ними.

Жизни я учился на улице, на работе, на футбольном поле, в конце концов. Школа — это уроки, ну и друзья, развлечения — балдеж, в общем. Тем не менее я очень благодарен учителям и своей школе, она первая по всем показателям: не зря под порядковым номером 1 в Минске значится. Так скажу: если бы дали возможность, я бы и еще поучился...


Владимир Барышевский, заслуженный деятель науки, лауреат Государственной премии Беларуси, директор НИИ ядерных проблем БГУ:

Отчетливо помню первое сентября 1947 года, когда пришел в школу первоклашкой. Это был первый мужской класс в женской средней школе N 28 Минска. И девчонки из старших классов нас дразнили «А–Бшки». Мы ведь тогда приходили в школу и не умели ни читать, ни считать. Это теперь сие кажется невероятным и почему–то недопустимым.

Конечно, помню! Помню директора школы, очень уважаемого всем школьным народом Павла Александровича Чулицкого, преподававшего нам географию, и его жену, учительницу русского языка и литературы Ефросинию Герасимовну.

Я до сих пор дружен с Леней, а ныне Леонидом Павловичем Рогинцом. С 8 класса мы сдружились на почве общего интереса к физике. Вместе поступили на физфак БГУ и сейчас часто общаемся и как коллеги, и как друзья.

Я благодарен школе за то, что она взрастила и укрепила в душе такие понятия, как любовь к Родине, любовь к своей стране. Без этих понятий человек неустойчив, как корабль без киля. И еще. Школа дарила нам здоровье, а не отнимала его. Мы активно занимались спортом. Сегодня же, считаю, совершенно необоснованные перегрузки делают здоровье детей уязвимым.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter