На строящихся станциях столичного метро устанавливают скульптуры: как это происходит

Это будет красиво и необычно

Скульпторы готовятся удивлять пассажиров метро

Путь от мысли, наброска, проекта до воплощения занимает немало времени. В мастерских скульпторов, чьи произведения украсят строящиеся станции столичного метро, мы уже побывали, пришел черед увидеть, как идеи художников постепенно воплощаются в реальность: так, Александр Шаппо наводит последний лоск на «Древо дорог», расположившееся на станции «Вокзальная», а Павел Войницкий и Мария Тарлецкая с помощью мастеров кузнечного дела собирают свои сложные кованые люстры-вытинанки на станции «Ковальская Cлобода». 

Кузнец Сергей Делендик и скульптор Павел Войницкий.

Утро, перекресток улиц Жуковского и Воронянского, аккуратные вестибюли метро и кипящая вокруг рабочая суета. На станции гулко, сумрачно и неожиданно уютно. Взгляд с ходу выхватывает главное — ряд гигантских ажурных светильников, сборка которых близится к завершению. Несмотря на свои огромные размеры (расчетный вес каждой люстры, выкованной из черной стали, — 450 кг), выглядят они очень изящно: авторы вдохновлялись белорусской вытинанкой, и им удалось передать в металлическом орнаменте легкость резной бумаги.

— Непосредственно над этой концепцией от замысла до реализации мы работали год, — рассказал Павел Войницкий. — Если же учитывать работу над эскизами, то процесс занял около четырех лет. Было несколько разных вариантов всевозможных декоративных элементов: и колоски, и завитки, и веночки, в итоге остановились на идее с белорусской вытинанкой, включили все традиционные элементы узора: птиц, символы плодородия, колесо. 



Люстры собирались на месте из отдельных кованых элементов, рассказала соавтор Павла Войницкого Мария Тарлецкая — себя она называет кузнецом по призванию: 

— Каждая состоит из трех частей. Сваривали их вместе мы прямо здесь, в метро. Но на самом деле главный объект здесь вовсе не светильники, а та тень, которая падает от них на потолок. Посмотрите внимательно — и вы уви  дите, что все они сдвинуты влево. А вот тени, когда на станции появится свет, лягут ровно по центру перронного зала — большие, красивые и яркие. В итоге сама конструкция визуально должна как бы раствориться. Чтобы добиться такого эффекта, мы проводили множество экспериментов со светом и цветом.

Призвание Марии Тарлецкой — работа с металлом.

С традициями старинного бумажного узорочья будет связано все художественное решение «Ковальской Cлободы»: и люстры, и разнообразные декоративные элементы, которым предстоит украсить современное ограждение, а также графические изображения. Росписи по триплексному стеклу будет делать художница Марина Жвирбля, и в них мы также увидим мотивы вытинанки. 

Налюбовавшись на кованые «карункi», отправляемся дальше. Следующий пункт назначения — метро «Вокзальная», где уже установлено «Древо дорог» Александра Шаппо: сам скульптор вместе с помощниками сейчас приступил к выкраске.



— Чтобы работать с цветом, предварительно нужно тщательно прогрунтовать металл, — поясняет скульптор. — Только в этом случае раскроется многосложность цветовой гаммы и текстурирования. А поскольку в помещении станции идут работы да и погода на улице достаточно сырая, грунт подсыхает дольше, чем обычно. Но без него цвет не ляжет, как задумано, а значит, не получится ни красоты, ни эстетики. 

Предполагается, что произведения скульпторов дополнят также сопроводительным текстом, как в музее: что это за работа, кто ее автор, какова концепция, какие архитекторы трудились над проектами станций… 

Александр Шаппо. 

— На мой взгляд, такая информация необходима, — считает Александр Шаппо. — Новые станции метро — очень хороший, позитивный отрезок не только транспортной, но и культурной жизни столицы. В Минске огромное количество гидов, которые предлагают самые разные маршруты. В метро они, естественно, тоже ездят. Хочется, чтобы у них были конкретные сведения, которыми можно поделиться с людьми. 



Актуально, особенно с учетом грядущей неизбежной переориентации (как минимум на ближайшие пару лет) на внутренний туризм. В конце концов, в той же Москве экскурсии по метрополитену одни из самых востребованных, и Минску в этом плане в скором времени тоже будет что предложить. 

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter