В магазин с лупой: почему производители химичат со шрифтами на упаковке?

Этикетки мелким почерком

Дата изготовления, срок хранения, производитель, состав… Каждого из нас ежедневно интересует подробное досье на продукты, которые покупаем в магазинах. И если молоко, сметану, творог наших производителей берем, считай, не глядя, то к импортной продукции всегда отношение более осторожное. Но все чаще для того, чтобы ознакомиться с детальной информацией о товаре, посетителям торговых сетей приходится обращаться к продавцу: даже при хорошем зрении прочитать нужные этикетки порой затруднительно. Почему? Корреспондент «Р» с помощью специалистов Витебской областной инспекции Госстандарта попыталась разобраться в проблеме более детально. 

Некоторые данные о леденцах на этикетке слишком мелкие для прочтения.

Прилавки — под увеличительным стеклом

Начнем с сопутствующих факторов. Итак, по информации офтальмологов, практически у каждого десятого детсадовца и школьника Витебской области, осмотренного врачами, снижена острота зрения. В век цифровых технологий значительно раньше появляются проблемы со зрением и у людей среднего (тем более старшего) возраста. Специальные очки или линзы носят далеко не все. Но даже при наличии корректирующих остроту зрения средств все чаще в наших торговых точках можно заметить покупателей со специальными приспособлениями — лупами.

В магазине «Веста» вижу солидный выбор последних. Интересуюсь у продавца:

— Насколько востребованны лупы? Их покупают только люди пожилого возраста?

Девушка улыбается:

— Что вы! Это очень востребованный товар. Наши клиенты не скрывают: специально вооружаются, чтобы использовать оптику для изучения маркировок и этикеток. А еще к нам часто приходят сами продавцы крупных торговых сетей, им такие вещи нужны для работы.

Действительно, вспоминаю: не единожды видела, как сотрудники гипермаркетов и универсамов проверяли на прилавках сроки годности продукции с помощью увеличительного стекла. Это нормально?

Нормы существуют

Этот вопрос я и задаю специалистам Витебской областной инспекции Госстандарта. Но прежде чем ответить, они знакомят меня с законодательной практикой:

— В соответствии с законом вся указанная на товаре информация должна быть хорошо читаема без применения оптических приспособлений, за исключением используемых для коррекции дефектов зрения (очки, контактные линзы и т.п.). Особенно важно соблюдение данного правила для пищевой промышленности. 

Что касается шрифтов, многие непродовольственные товары сейчас вообще детально не нормируются, хотя основные требования по четкости, разборчивости, контрастности и другим параметрам соблюдаются. Пример: ни влажные салфетки, ни стиральные порошки, ни средства бытовой химии не попадают под регламент. Да, в отношении них есть общие требования к маркировке, но проверять эти изделия на высоту шрифтов смысла нет.

Начальник отдела государственного метрологического надзора Жанна Кузюренко продолжает: 

— Человек всегда должен знать, из чего состоят те или иные продукты. Поэтому в отношении них есть специальные требования, в том числе и к маркировке. Они действуют на территории Таможенного союза. Техрегламент ТС утвержден в 2013 году, а в 2018-м решением Евразийской экономической комиссии в него были внесены изменения, касающиеся конкретно шрифтов. 

Жанна Кузюренко: «Измерительный прибор обладает особой точностью».

Миллиметры имеют значение

Итак, наименование продукта, его количество и дата изготовления должны быть напечатаны шрифтом не менее 2 миллиметра в высоту. Весь остальной текст, в том числе о составе продукта, — не менее 0,8 миллиметра. Разработана специальная методика подсчета среднего показателя (для анализа берут не менее десять разных строчных букв). Есть и специальный прибор со шкалой — измерительная лупа с ценой деления 0,1 миллиметра. 

Вооружившись этим устройством, мы идем с Жанной Владимировной в один из крупнейших торговых центров Витебска. По дороге специалист рассказывает: официальных обращений граждан, касающихся трудночитаемого текста на продуктовых товарах, в последние годы не было. Но это не означает, что контроль не осуществляется. При проведении плановых проверок маркировка продукции метрологами тоже изучается. Тем более что высота шрифта — не единственный показатель ее соответствия нормам. Учитываются также фон, на котором он напечатан, четкость букв, контраст, общая легкочитаемость информации. Например, производители импортного пива часто наносят информацию прямо на стекло. В итоге и бутылки прозрачные, и буквы тоже. Это делает текст некомфортным для чтения, хотя параметры по высоте букв вроде бы выдержаны. Бывает, что сведения о дате выпуска наносятся легкостираемой краской — это тоже нарушение. 

Прежде всего в магазине обращаем внимание на стенд с мелочовкой: жевательными резинками, маленькими конфетами, штучными бисквитными пирожными, печенюшками и шоколадками. Просматриваем с помощью нашей измерительной лупы «Орбит», «Дирол» и другие карманные сладости. Все четко — 2 миллиметра, как и положено. Чуть-чуть подвели бисквитные пирожные: производитель выдержал все нормы, а вот импортер наклеил сверху на упаковку свою информацию, не дотянув в миллиметрах. Плюс частично заклеил нужные сведения от изготовителя. Рядом лежат батончики мюсли — маркировка о дате изготовления на них частично стерта. 

Производители мюсли использовали краску, которая стирается.

Дальше изучаем популярный у малышей «Чупа-чупс». Вроде бы и со шрифтами все в порядке, но… Чтобы прочитать написанное, узнать сроки годности и состав, нужно развернуть конфету. Не думаю, что продавцы магазина к этому нормально отнесутся, если я начну оголять леденец своими грязными руками.

— В таких случаях, — объясняет мой «экскурсовод», — обычно используют общую упаковку. Если бы «Чупа-чупс» были выставлены в маркированной заводской коробке, никаких бы проблем не было. Во многих магазинах так и поступают.


Что ж, идем дальше. Изучение пивных прилавков ничего, по сути, не дало. Единственное замечание: некоторые производители используют разноцветно-радужный фон, на котором весьма сложно прочитать напечатанный текст.

Для суперзорких спортсменов

Останавливаемся в уголке, где предлагают специальное питание для спортсменов. И сразу же находим интересную упаковку с пищевым продуктом российского производства. Текст напечатан шрифтом высотой 1–1,8 миллиметра вместо положенных 2. Еще одно предложение для активных людей — «Специализированный продукт для питания спортсменов со вкусом апельсина». Основной текст — примерно 0,6 миллиметра вместо 0,8. Тут же банки с энергетическим безалкогольным слабогазированным напитком (тоже импортного производства). Емкость — 500 миллилитров. Написано, что изготовлен по ГОСТу. Но шрифт вместо 2 миллиметров — всего 1,4. 

Может быть, производитель считает, что спортсмены должны обладать идеальным зрением и даже лучше? В любом случае нормы техрегламента никто не отменял…

Питание импортного производства для спортсменов: чтобы ознакомиться с информацией, нужен особо зоркий глаз.

Не повезло и любителям украинской леденцовой карамели «Посох»: наклеенная маркировка не выдержана по высоте шрифта в части наименования, массы и даты изготовления. Почти вдвое меньше нормы. 

Это лишь маленький экскурс всего по одному магазину. Сколько магазинов и сколько товаров сегодня заставляют людей доставать из сумочек специально припасенные для этого лупы, чтобы рассмотреть нужную информацию? Несложно представить. Кстати, еще один немаловажный момент. Врачи утверждают: за последние десять лет количество пациентов, страдающих пониженной остротой зрения, значительно возросло. Сыграли свою роль экология, питание, компьютеры, планшеты, смартфоны и низкий уровень физической активности. Может быть, и нормы в отношении маркировок уже пора пересматривать?

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter