Этикет свистка и жезла

"Тише едешь - никому не должен" - девиз спокойной жизни автолюбителя.
"Тише едешь - никому не должен" - девиз спокойной жизни автолюбителя. Но даже самого дисциплинированного водителя нет-нет да и останавливают сотрудники ГАИ. Хотя бы для проверки документов. Случаются и конфликты. Начинаются долгие препирательства с инспектором: с нервами, обидами, жестикуляцией, а то и оскорблениями... Хотя все вопросы можно решить спокойно, чинно и благородно. "Самопроизвольных" действий у "дорожных полицейских" нет. Вся их работа четко очерчена законами, правилами и инструкциями. Права и обязанности есть и у сотрудника ГАИ, и у водителя. Если их знать, любой конфликт и яйца выеденного не стоит.

Из писем читателей видны наиболее распространенные спорные ситуации в общении с инспекторами. Компетентные комментарии к ним дал начальник отдела ДПС УГАИ МВД Александр Сверчинский.

- Ехал по городу, спидометр показывал разрешенные 60. А тут останавливает инспектор и показывает на радаре 72 километра в час. Как доказать свою невиновность?

- Если спидометр исправен и действительно показывает разрешенную скорость, то не оштрафуют за это нарушение. Ответственность наступает за превышение скорости свыше 10 километров в час. Другими словами: если разрешено 60, то накажут только при 71. Но это не значит, что водителю дано право автоматически прибавлять к скоростным ограничениям еще 10 километров. Этот запас введен законодателем для нивелирования возможных погрешностей: спидометра, измерителя скорости, невнимательности водителя...

Но если вы уверены в своей правоте, то поинтересуйтесь у инспектора промежутком времени с момента фиксации скорости до предъявления показаний прибора. Кстати, современные измерители скорости, которыми начали вооружать сотрудников ДПС, оснащены видеофиксаторами: "протоколируют" фото машины, ее номер, скорость и время нарушения. Если и это не убедит, имеете право обжаловать действие инспектора у вышестоящего начальства. Можно в письменной форме либо прямо на месте, потребовав у сотрудника ГАИ вызвать дежурного по наряду.

- Со стоянками сейчас проблемы. В центре на узких улочках машины паркуются сплошной стеной, зачастую с нарушениями, впритык к пешеходным переходам. Однажды человек буквально вывалился под колеса из-за стоящей машины. Пришлось сделать резкий маневр, чтобы избежать наезда. И тут же получил взыскание за непропуск пешехода.

- Напомню пункт 115 Правил дорожного движения: "Если перед пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущиеся по соседним полосам в попутном направлении, могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед этим транспортным средством нет пешеходов". Даже если обзор ограничивает неправильно припаркованный автомобиль, водители должны предусматривать появление пешеходов. А поэтому выбирать соответствующую скорость.

- Попал в небольшую аварию: удар не сильный, из повреждений - вмятина на крыле, царапины на бампере, треснула фара... Виновник происшествия предлагает неплохую сумму за моральный и физический вред без вызова ГАИ. Радостно соглашаюсь. Убираем автомобили на обочину, но тут подъехали сотрудники ДПС, оформили ДТП и выписали нам штраф за съезд с места аварии.

- В Правилах сказано: при любом, даже малозначительном, ДТП водители должны вызывать милицию. В противном случае и пострадавший, и виновник происшествия становятся нарушителями. Со всеми вытекающими последствиями - административным наказанием. К тому же при съезде с места ДТП страховые компании чаще всего отказываются возмещать ущерб.

- Ехал по проспекту Машерова. Сзади, бампер в бампер, несся наглый "Мерседес", нахально моргал фарами. Чтобы резким торможением не спровоцировать столкновение, проскочил перекресток на желтый. За что и был наказан.

- Сигналы на современных светофорах не сменяются неожиданно. Пока моргает зеленый, у водителя есть несколько секунд, чтобы оценить ситуацию и принять правильное решение. Можно предупредить едущего сзади водителя о торможении, несколько раз нажав на педаль тормоза. Увидев стоп-сигналы, он тоже сбавит скорость. Но выезжать на перекресток при запрещающих сигналах светофора запрещено. Но если маневр был начат при зеленом сигнале, то он должен быть завершен. Иными словами, в последнем случае водитель должен выехать с перекрестка даже при желтом или красном сигнале светофора.

- Опаздываю на вокзал встречать родственников, тороплюсь, но правил не нарушаю. А тут останавливает сотрудник ДПС и начинает долго проверять документы, осматривать машину, сверять номера кузова... Что имеет право проверять инспектор при рядовой остановке?

- Инспектор имеет право проверить водительское удостоверение и талон к нему, регистрационные документы на транспортное средство, сертификат о прохождении государственного техосмотра, полис обязательного страхования гражданской ответственности. Если имеется подозрение, что машина используется в противоправных целях или находится в розыске, то инспектор имеет право ее досмотреть, а также сверить номера кузова. Общие требования к инспекторам - максимально сократить задержки водителей. А бесцельные, немотивированные остановки машин и вовсе исключить.

- Останавливает инспектор на трассе. Представляется: лейтенант Петров. Но его принадлежность к Госавтоинспекции выражается только в жезле и фуражке с зеленой окантовкой. Как должен быть экипирован на посту сотрудник ДПС? Какие документы имеет право потребовать у него водитель? Должен ли я выходить из машины при проверке документов?

- При обращении к водителю инспектор обязан поздороваться, назвать свою должность, звание, фамилию. Работают сотрудники ГАИ в милицейской форме, обязательно с нагрудным знаком. На нем указан личный номер, по которому безошибочно можно найти инспектора, даже не зная его фамилии. По первому требованию водителя должен предъявить служебное удостоверение. Также сотрудник может быть экипирован в специальный жилет ДПС или нарукавники со светоотражающими вставками: они служат для безопасности милиционера, который становится более заметным на дороге.

За пределами населенных пунктов сотрудники ДПС работают только на служебных машинах со специальной раскраской. В темное время суток она должна стоять на освещенном участке дороги либо с включенными проблесковыми маячками. При простой проверке документов водитель может не выходить из машины. Наоборот, это даже не рекомендуется: все-таки рядом оживленное уличное движение. Но для составления протокола инспектор может попросить пройти в служебную машину. Также придется выйти из-за руля, если есть подозрение, что водитель в состоянии опьянения. Тогда милиционер обязан отстранить его от управления автомобилем.

- "Принимали сегодня?" - инспекторов часто вводят в заблуждение покрасневшие глаза с дымкой в зрачках. Результат кропотливого труда за компьютером и хронического недосыпания. А внешне похоже на употребление спиртного. Трубочка тоже как-то странно себя ведет, меняет цвет. Инспектор требует пройти медицинское освидетельствование. Оно показывает нулевое содержание алкоголя в крови. Но на общение с медиками уходит часа два времени. Опоздал на работу, получил нагоняй от начальства... В каких случаях инспектор имеет право требовать проехать с ним на освидетельствование?

- Состояние водителя инспектор оценивает по целому ряду критериев: уверенность движений, четкость речи, зрачки глаз, поведение, запах спиртного и так далее. Это и может быть основанием для проверки на употребление спиртного. Индикатор на алкоголь, в простонародье трубочка, - весьма простой, но надежный прибор. Однако состояние опьянения на основе его показаний признается действительным только при согласии водителя. Он собственноручно должен сделать соответствующую пометку в протоколе и расписаться. В противном случае ему предлагается пройти освидетельствование в медицинском учреждении. Принуждать не имеем права: водитель может отказаться. Но тогда он нарушает пункт 8.3 ПДД. Последствия - привлечение к административной ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Наказание - лишение прав от 1 до 3 лет либо штраф в размере 5 - 20 базовых величин.

- Зазевался и превысил скорость на 12 километров в час. С инспектором не препирался, свое нарушение признал и был готов оплатить штраф на месте. Но сотрудник ГАИ изъял у меня права, а взамен выдал постановление и временное разрешение на управление транспортным средством. И вот мне пришлось ехать в сберкассу оплачивать штраф, потом - в ГАИ, чтобы отвезти квитанцию и забрать свое водительское удостоверение. Кстати, отдел административной практики работает только в определенные дни и часы... Словом, намучился. В каких случаях инспектор имеет право изымать у меня права?

- Об этом четко сказано в статье 244 Кодекса об административных правонарушениях. Водительское удостоверение может изыматься при нарушениях, предусматривающих ответственность в виде лишения прав или штрафа, до исполнения постановления. А в Положении о Госавтоинспекции МВД сказано, что сотрудники ГАИ имеют право изымать права в установленном законодательством порядке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter