Эти плуги борозды не испортят

Иван Сушко – о том, почему завод освоил уникальные новые изделия, каким спросом они пользуются на мировом рынке и внутри страны

Иван Сушко – о том, почему завод освоил уникальные новые изделия, каким спросом они пользуются на мировом рынке и внутри страны

Минский завод шестерен – известное во всем мире предприятие по изготовлению зубчатых колес и валов. Оно поставляет свою продукцию не только в Беларусь и страны СНГ, но и в Германию, Францию, Польшу, Египет, Швецию… А недавно я узнал, что завод выпускает и достаточно нетипичные для своего профиля изделия – плуги. Причем эта продукция также уже пользуется спросом не только в Беларуси, но и за рубежом. Именно по поводу плугов я и напросился на интервью с генеральным директором завода Иваном Сушко.

— Иван Степанович, каким образом вообще получилось, что завод стал выпускать плуги?

— До распада Советского Союза мы занимались в основном производством шестерен для тракторов и других сельскохозяйственных машин. Выпускали всего около 60 наименований деталей, большими партиями – по 20—30 тысяч штук в месяц. После распада Союза основные наши потребители – тракторные и комбайновые заводы в России и Украине — сократили выпуск своей продукции, а некоторые и вовсе прекратили существование. Так что нам пришлось заняться освоением новых изделий. Начали выпускать зубчатые колеса не только для тракторов и сельхозмашин, но и для автомобилей и станков. За 5 лет освоили около 600 новых наименований деталей. Пришлось стать более гибкими, перейти на мелкосерийное производство — от 200 до 2 тысяч деталей. Кроме того, провели анализ и определили, чего еще требует рынок. Вначале занимались многими направлениями, чуть ли не автомобили пробовали собирать. А потом выяснилось, что в Беларуси вообще не производят плуги. Тогда мы взяли за основу конструкции плугов украинского «Одессельмаша», разработали свои, провели испытания и в 1995 году приступили к серийному выпуску. Первоначально эта продукция была предназначена только для внутреннего рынка, но потом успешно стал развиваться и экспорт.

— И каковы же успехи на сегодняшний день?

— В Беларуси мы сейчас по количеству и качеству производимых плугов бесспорные лидеры. А в СНГ в прошлом году по выпускаемым объемам заняли второе место. Плуги составляют 10 процентов от всей продукции завода. В прошлом году мы увеличили их производство и продажу почти в 2 раза: в 2004 году реализовали 561, в

2005-м — 967 штук. Всего же за 10 лет изготовили 5500 плугов и освоили 21 их вид. Это не только плуги общего назначения для загонной пахоты, но и с рессорной защитой от камней, плуги для так называемой гладкой вспашки, без образования борозд и гребней. Некоторые из этих моделей в СНГ никто, кроме нас, не производит. Продаем их в основном за рубеж. В прошлом году в Беларуси реализовано 32 процента плугов, остальные 68 процентов ушли на экспорт: в Среднюю Азию, Украину и Россию. Например, выиграли тендер в Туркмении, обогнав «Джон Дир», «Квернеланд», «Одессельмаш», и поставили 500 плугов. Открыли для себя также рынок Сербии: туда ушло 5 процентов от общего количества плугов. А в нынешнем году уже ведутся переговоры с Венгрией, Польшей, Узбекистаном, есть предварительные договоренности. Начинаем потихоньку осваивать и рынок Африки.

— То есть завод сегодня конкурирует с ведущими мировыми производителями плугов?

— С одной стороны, для сельского хозяйства многих стран наши плуги по соотношению качество—цена, действительно, уже сегодня оптимальный вариант. Качество у нас практически не уступает мировым лидерам, к тому же мы постоянно улучшаем его. К примеру, сейчас вместе с учеными повышаем стойкость рабочих узлов плугов для работы в тяжелых климатических условиях. Применяем сталь с пониженной прокаливаемостью. А по цене наши плуги почти в 2 раза ниже, чем аналогичные зарубежные. Причем покупатель может выбрать из очень широкого ценового диапазона: нужны подешевле, пусть и без каких-то технологических новинок, но надежные и простые в обращении – пожалуйста. Нужны подороже, с учетом последних достижений науки и техники — есть и такие. С другой стороны, чтобы выйти на принципиально новый уровень, нам все же еще очень многое нужно сделать. Одна из главных наших задач сегодня – техническое перевооружение. Правда, на это потребуется минимум 1,5—2 миллиона долларов в год. Сумма за один раз неподъемная, поэтому будем переоснащаться постепенно и в основном за счет собственных средств, поскольку банковские кредиты сегодня достаточно дороги.

— Какие еще задачи ставите перед собой?

— Расширять географию продаж. Например, российский рынок сегодня может дополнительно «проглотить» 80—90 тысяч плугов. Организуем дилерские центры: в Нижнем Новгороде, Орле и Воронеже они уже есть, сейчас появится представительство в Краснодарском крае. Поскольку мы входим в производственное объединение МТЗ, работаем также с торговыми домами этого предприятия, например, в той же Сербии. Цель — не просто продавать тракторы МТЗ, а тракторы вместе со всем навесным оборудованием. А в Беларуси перед нами стоит такая задача: наладить более организованные отношения с предприятиями агропромышленного комплекса. Заявки на плуги зачастую поступают очень поздно, непланомерно, и мы в результате просто не в состоянии их вмиг обеспечить. Есть проблемы и с оплатой. Идем навстречу, продаем в рассрочку, однако потом денег иногда не дожидаемся. Но мы надеемся, что все эти проблемы со временем будут решены. В целом же в ближайшие два-три года планируем удвоить производство плугов. Уверены, что спрос на эту нашу продукцию будет оставаться таким же высоким, как и сейчас.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter