Фестиваль традиционной музыки Rajok: как городская молодежь сохраняет белорусский фольклор

Эти песни запевает молодежь

В Минске впервые прошел фестиваль традиционной белорусской музыки Rajok. Площадку этнографам, музыкальным коллективам и поклонникам фольклора предоставил Национальный исторический музей: два дня подряд с утра и до темноты здесь пели, плясали и приобщались к наследию предков. Что характерно, наибольший интерес народные традиции сегодня вызывают у молодежи.


Бородатый хипстер с дудой и пожилые исполнительницы аутентичных белорусских песен из дальних деревень, проект Zingeray, реконструирующий песни и танцы еврейских местечек, и хорошо знакомые поклонникам этники и фолка группы Vuraj и Re1ikt — народная музыка сегодня имеет множество прочтений, и все они в той или иной степени раскрылись во время фестиваля. Название Rajok возникло из строчки в песне «Хадзi, Раёк, у наш дварок!», рассказал Сергей Долгушев — один из вдохновителей и организаторов фестиваля.

— Это образ из жатвенных песен, которые пелись в конце лета, когда уже собрали урожай и приглашали в свой двор Рай — в мифологии белорусов это счастье, благополучие, порядок на весь год. Часто это было народное гулянье, толока, сопровождавшаяся песнями и танцами, празднование. Мы решили сделать фестиваль, где представлены разные направления фольклорной музыки — от инструментальных коллективов до вокальных. Здесь можно услышать дуду и древние лиры, цимбалы и скрипки, исполнителей аутентичных песен и современные коллективы, которые работают с фольклором.


Сергей Выскварка и «Лю­бан­скiя музыкi», сестры Лу­кья­но­вич с Полесья, «Ха­то­вi­чы», «Церабяначка», «Вытокi» — многие добирались в Минск из дальних деревень. Аутентичный коллектив «Хатовiчы» существует уже 44 года, а Евдокия Пташиц из «Церабяначкi» говорит:

— Мы хоть уже немолодые, а коллектив у нас юный — всего 4 года, как мы организовались. Однако пели всегда. Клуба у нас в деревне нет, собираемся по хатам, проводим репетиции. Бывает, что и по телефону созвонимся и поем друг с дружкой. Исполняем в основном обрядовые песни, которые зародились в нашей местности, — как мамы наши пели, как бабушки. От них и учились.


Прошел и концерт лирников, ради этого из запасников Национального исторического музея специально были извлечены две колесные лиры XIX века. Современные популяризаторы белорусской лиры делают свои инструменты, опираясь на старинные образцы. Именно так заинтересовался в свое время лирой музыкальный мастер, этнограф и реставратор Алесь Лось: увидел в историческом музее, сделал чертежи — и сегодня считается пионером в деле возрождения этой традиции в Беларуси.

— Фольклор, конечно же, меняется, — говорит один из участников, лидер этно-трио «Троица» и преподаватель Белорусского государственного университета культуры и искусств Иван Кирчук. — Тех носителей, с которыми я встречался в этнографических экспедициях в 1980-х годах, уже нет, а нынешнее поколение так может и не спеть: для освоения наследия нужно время. Со студентами мы одну полесскую песню разучивали год!


Сам фольклорист представил моноспектакль «Дарожка», который готовил, по его собственным словам, в течение 35 лет. В ходе представления музыкант играл на дудке, окарине, жалейке, лире, гуслях, демонстрировал маски — козы, медведя, волка, черта, смерти…

Парадоксально и приятно, что зрители, собравшиеся на Rajok, часто намного моложе самих исполнителей: фольклор ищет новую форму своего существования — и находит ее у городской молодежи, готовой подхватить народную традицию из рук деревенских бабушек, освоить движения танцев, подпеть простым и мудрым словам. А значит, белорусской музыке — жить.
Ярким моментом фестиваля стала презентация книги-диска застольных песен «Бяседныя песнi», которую подготовили и издали энтузиасты из проекта Tradycyja, занимающегося популяризацией белорусского фольклора.
ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter