Кореспондент “Р” выяснила, как сегодня дела у тех, кто заботится о безопасностии неба над нашей головой

Эти парни держат ключи от неба

Каждое второе воскресенье апреля войска противовоздушной обороны отмечают свой праздник. Корреспондент «Р» выясняла, как сегодня обстоят дела у тех, кто заботится о безопасности неба над нашей головой.

Радиолокационная станция «Восток-Д» сканирует небо в радиусе 300 км

Ежесуточно в воздушное пространство страны входят от 1800 до 2000 воздушных объектов: от пассажирских лайнеров до беспилотников. Движение в небе весьма оживленное — как на крупных магистралях. В целях безопасности и контроля использования воздушного пространства абсолютно каждое судно идентифицируется и отслеживается радиотехническими войсками ПВО. Эти подразделения, по сути, являются глазами авиации и зенитно-ракетных войск. 

До автоматизации рабочих мест воздушную обстановку фиксировали на планшетах. Сейчас это резервный вариант.

— Информацию о воздушных объектах получаем в результате ведения радиолокационной разведки. Локаторы излучают в пространство сигналы,  а специальная аппаратура выделяет на общем помеховом поле отметку цели. Сигнал этот обрабатывается, по нему определяется трасса воздушного объекта, происходит его идентификация. Информация передается в автоматизированном режиме от нижестоящего командного пункта к вышестоящему, — разъясняет детали Игорь Насибянц, начальник радиотехнических войск ВВС и войск ПВО.

На мониторе отображено воздушное движение над Минском.

Командный пункт 49-й радиотехнической бригады базируется в Мачулищах. Зал боевого управления находится в настоящем бункере — под землей, за несколькими мощными металлическими дверями с системой запоров, подобных тем, какие любят изображать в фантастических боевиках. Его сердце — огромные мониторы, на которых в режиме реального времени по своим трассам двигаются воздушные суда. 

Игорь НАСИБЯНЦ.

— Вот сейчас в небе находится 61 воздушный объект, — указывает на экран полковник Насибянц. — Мы владеем информацией о каждом из них: тип воздушного судна, его грузоподъемность, аэродромы вылета и посадки, время посадки, время входа на территорию страны и выхода из нее, маршрут, эшелон полета… Знаем даже фамилию командира экипажа и номер его телефона! 

Около двух десятков радиотехнических подразделений, оснащенных чувствительными локаторами, расположены в разных уголках всей страны.
Каждый день на суточные боевые дежурства заступают более 300 человек

От движения транспорта по небесным трассам мельтешит в глазах. А ведь группа контроля за полетами заявочной авиации отслеживает ситуацию в воздушном пространстве еще и на 400 км за пределами страны — на всякий случай, чтобы иметь возможность сработать на опережение. В поле обзора попадают варшавский и рижский аэропорты. 

Подвижные командные пункты с автономными генераторами базируются на огромных «Волатах».

—Если мы не обладаем информацией о каком-то воздушном судне — это особый случай несения боевого дежурства. Неизвестный объект следует перехватить, идентифицировать и посадить на ближайшем аэродроме, — продолжает Игорь Эдуардович. — Дежурным силам авиации объявляется повышенная степень боевой готовности, поднимается в воздух и выводится в район цели истребитель либо вертолет. Бывает, что самолет просто заблудился… Если же кто-то попытается уйти от идентификации и уклониться от сопровождения на ближайший аэродром — вступает в действие отдельный алгоритм. Если судно будет представлять угрозу для безопасности граждан, оно может быть уничтожено. 

Случаев применения оружия ПВО не было с 1995 года, когда под Березой сбили воздушный шар с американскими воздухоплавателями. А вот принудительно сажать транспорт пришлось относительно недавно, в 2006 году. Тогда в районе Лиды заблудился литовский легкомоторный самолет. 


В последнее время нарушений государственной границы с воздуха не было. 

— Видите эти кружочки? — оперативный дежурный указывает на объект, следующий вдоль нашей границы со стороны Прибалтики. — Это самолет-разведчик НАТО. Мы контролируем его полет, но наши границы они уважают…

Кроме того, в Мачулищах расположена позиция радиотехнического батальона, который обеспечивает круглосуточный контроль использования воздушного пространства над Минском и центральными районами страны. Из стратегических соображений здесь надежнейшая система ПВО и радиолокационной разведки. Кроме мощных станций, которые «видят» на 300 км вокруг, небо над городом контролируют три автоматических маловысотных локатора. Они способны отследить воздушные цели на предельно малых высотах: от верхушек деревьев до 3 км вверх, в радиусе 60 км. Незамеченным не проскользнет даже беспилотник. 

В соответствии с международными авиационными правилами по использованию воздушного пространства любое судно, взмывающее в воздух здесь или желающее пересечь нашу страну транзитом, обязано согласовать полет не только с гражданской авиацией, но и с ПВО. Раньше нужно было предупреждать о полете за сутки, сейчас время согласования сокращено до 3 часов. А вот медицинской авиации, от чьих действий зачастую зависит человеческая жизнь, воздушные коридоры предоставляются немедленно. 

nevmer@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter