В ведомостях, отражающих доход, который приносили Белорусской государственной филармонии знаменитые советские ВИА, первую строчку занимали отнюдь не всенародно любимые «Песняры» и даже не суперпопулярные «Верасы». Был еще один коллектив, гремевший по всему СССР: первый советский герлз-бенд, чисто девичья группа «Чаровницы».
Это был первый советский герлз-бенд, чисто девичья группа, затмившая даже «Верасы».
От Москвы до самых до окраин, от родного Гродно до Байконура, от Владивостока до Афганистана прокатились статные белорусские дивчины, вооруженные не только красотой и прекрасными голосами, но и духовыми инструментами — фишка, которую ни в Союзе, ни на Западе так никто и не сумел повторить. «Не за очи черные», «Запах чабора», «Я очарована тобой» были такими же бесспорными советскими хитами, как песняровская «Купалинка» или «Вологда».
Ансамбль, распавшийся в смутные 1990‑е, спустя годы вернулся к жизни, и сейчас «Чаровницы» продолжают петь. Конечно, до гигантской советской популярности белорусской группе пока далеко, но она отчетливо видна на эстрадном небосклоне. И это радует душу меломана.
А началась история «Чаровниц» с того, что в 1971 году в гродненском ДК текстильного комбината музыкант и большой любитель джаза Геннадий Летынский решил создать чисто женский коллектив из выпускниц музыкальных училищ. Состав был большой — гитары, клавиши, ритм-секция, а самое главное — разнообразные духовые инструменты, такого эстрада еще не знала.
Саксофонистка Светлана Рагула, пришедшая в ансамбль в 1980‑е и остающаяся в его составе до сих пор, вспоминает, что практика владения несколькими инструментами для «Чаровниц» была обычной:
— Люда Наумович, которая, к сожалению, недавно ушла из жизни, играла в ансамбле сперва на гитаре, затем на флейте, потом ей пришлось освоить тромбон... И это у нас было нормой. Да, мы исполняли песни на белорусском языке, но уклон в народную музыку Летынский совмещал с джазовым и даже джаз-роковым звучанием. Он давал нам слушать все самые модные композиции того времени, и джазовые, и популярных западных оркестров, и учил играть так, чтобы песни звучали современно и оригинально.
В течение нескольких лет «Чаровницы» числились в художественной самодеятельности, пока после Всесоюзного конкурса артистов эстрады в 1979 году их не сочли достойными профессиональной сцены и не приняли в штат Белгосфилармонии. С этого момента началась сумасшедшая гастрольная жизнь: поездки по всем уголкам СССР, выступления перед космонавтами на «Байконуре» (а туда допускались лишь самые достойные исполнители), гастроли в Европу и Африку, пластинки, записанные на фирме «Мелодия», Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Пхеньяне, Олимпиада-80... Даже месяц в Афганистане, когда «Чаровницы» пели по госпиталям для раненых советских солдат по два концерта в день...
Коллектив распался вместе с Советским Союзом, год в год: «чаровничьи» голоса смолкли на долгое время. 20 лет участницы группы продолжали дружить и вспоминать прошлое. А в 2011 году остатки «старой гвардии» — Людмила Пасмурцева, Надежда Микулич и Людмила Наумович — решили вернуть ансамбль к жизни. Пригласили в «Чаровницы» и молодых артистов. Нынешний художественный руководитель и солистка ансамбля Полина Базылева вспоминает, что судьбоносная встреча произошла на свадьбе у родственников:
— Спела песню, чтобы поздравить молодоженов — и, видимо, хорошо спела, потому что после этого Людмила Наумович пригласила меня на прослушивание. Я, молодая солистка Могилевской филармонии, на тот момент и понятия не имела, куда меня зовут, что это за «Чаровницы» такие... Самым сложным было подстроиться под звучание: классические вокалисты поют, скажем так, широко, а тут пришлось учиться специально «поддавливать» голос, чтобы звук был таким, каким в свое время его задумал Геннадий Летынский.
Сейчас в «Чаровницах» вместо девяти-десяти, как было в советские годы, всего семь постоянных участниц: вокалистки Полина Базылева, Анжелика Зайцева и Елена Циж, саксофонистки Светлана Рагула, Дарья Бобко и Диана Передня, тромбонистка Наталья Лукашевич.
— Обновление коллектива — естественная ситуация для женского ансамбля, — говорит Полина Базылева. — Участницы «Чаровниц» менялись и в советские годы: кто-то выходил замуж, выбирал семью... Кроме того, женский век на эстраде не так долог, как кажется. К слову, по тогдашним критериям большая часть нашего сегодняшнего коллектива кастинг бы не прошла: у одной трое детей, у другой двое, у третьей четверо, Наташа Лукашевич сейчас в декретном отпуске, еще две молодые участницы задумываются о создании семьи.
Современные «Чаровницы» сохраняют весь советский репертуар и пополняют его новыми песнями.
Светлана Рагула помнит те суровые правила:
— Да, тогда условия приема в коллектив были жесткие — не иметь детей и не уходить в декрет в течение пяти лет, поэтому, конечно, состав ВИА регулярно обновлялся. Сейчас мы таких строгих правил уже не придерживаемся. Кстати, наша публика делится на две категории: тех, кто является поклонником «старых» вокалисток, и тех, кому по душе новые лица в коллективе. Разделение примерно 50 на 50.
Светлана из тех, кто продолжает выходить на сцену, хотя большая часть советского состава уже завершила карьеру. Со всеми ими нынешние участницы ВИА сохраняют дружбу и не стесняются спросить совета: здесь очень ценят четкую линию преемственности. К слову, в 2014 — 2016‑м составом «старых» вокалисток несколько раз съездили в Донецк — поддержать молодую республику.
— Принимали нас там, конечно, с такой любовью! — вспоминает Светлана Рагула. — Мы дважды бывали на Донбассе. Людмила Пасмурцева, например, из тех, кто ездил выступать еще в Афганистан, она очень сблизилась со многими дончанами, продолжает дружить и поддерживать отношения. И, конечно, сегодня мы не можем остаться в стороне. Для всех нас собрать и отправить в Донецк гуманитарную помощь — это обязательно.
«Чаровницы» сохраняют весь памятный советский репертуар и пополняют его новыми песнями.
— Расширяем количество песен на русском языке. Когда нас приглашают выступать в Россию, то хотят, конечно, слушать не только белорусскую «мову», но и русскоязычные композиции, — говорит Полина Базылева. — Коронавирус многие планы разрушил, но с открытием сообщения между странами надеемся на новые поездки. Кстати, у меня самой родственники в Нижегородской области, да и все мы так или иначе связаны с Россией кровными и дружескими связями. Братство народов — это не слова для галочки, это наша обычная жизнь.
ovsepyan@sb.by
Репортер «СОЮЗа» пообщалась с солистками легендарного ВИА «Чаровницы»
Эти очи черные
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.