«Эти миллиарды должны работать на бюджет»

Наш читатель разработал концепцию единой системы любительского рыболовства, которая может принести стране многие миллиарды рублей, а рыбакам-любителям создать цивилизованные условия для отдыха

Так утверждает  наш  читатель,  который  знает,  где  они  лежат  и  как  их  задействовать

Позвонил человек из Гомеля, представился Юрием Соляниковым, инспектором Гомельской горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, поблагодарил за заметку «Весла на воду, мужики!» («Р» от 6.06.2006 г.). Дальше тему чиновничьей некомпетентности развивать, однако, не стал, зато огорошил прямым, что называется, в лоб, вопросом: «Вы согласны с тем, что система любительского рыболовства не способствует рациональному использованию рыбных запасов?» Я сказал, что согласен, но, чтобы  ситуацию изменить, нужно предложить что-то конкретное, а что, кроме общих слов, у нас есть? 

— Есть разработанная мной  концепция единой системы любительского рыболовства. Замечу, и без ложной скромности, что она может принести стране многие миллиарды рублей, а рыбакам-любителям создать цивилизованные условия для отдыха, — тут же отреагировал собеседник. 

— Если вы, Юрий Григорьевич, согласны рассказать обо всем поподробней, тогда я выезжаю к вам. 

Таким образом, наш разговор с Юрием Соляниковым, за плечами которого семнадцать лет «природоохранного» стажа и неравнодушное человеческое отношение к родной природе и стране, продолжился уже в Гомеле. 

— Начнем с того, что с рыбаков-любителей целесообразно взимать плату за использование рыбных ресурсов, — начинает, предварительно оговорившись, что высказывает сугубо личную точку зрения, Юрий Соляников. — Идея, признаюсь, не моя. Попытка введения такой платы в размере 0,5 базовой величины для рыбаков-любителей предпринималась постановлением Совета Министров № 198 от 25.02.05 г., но дальше этого дело не пошло, так как оно не решало главных вопросов: какие категории граждан должны платить и кто процесс будет контролировать (кстати, это постановление отменено 18.04.06 г. – Авт.). Если отдать эти вопросы в ведение местных исполкомов, то можно предположить, что мнений будет столько же, сколько и исполкомов. И потом, если вы живете в одном районе, а на рыбалку выезжаете в другой, то где платить? Кто, во-вторых, возьмет у вас деньги поздно вечером в пятницу или на зорьке в субботу? Значит, нужно единое госпред­приятие, которое бы взимало плату по единому принципу в «одном окне». 

— Как вы себе это представляете? 

— Об этом, с вашего позволения, попозже, давайте закончим с концепцией  в целом. В ней еще несколько основополагающих моментов: использование рыбаками-любителями для лова рыбы запрещенных способов – плав­средств с мотором и… сетей. 

— Юрий Григорьевич, вы, инспектор, одна из обязанностей которого — нещадное уничтожение браконьерских сетей, предлагаете их легализовать?       

— Но ведь и эта идея отчасти не нова. Такая попытка Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды была предпринята. Приказом № 188 от 30.06.1999 года было утверждено положение о платном любительском рыболовстве, в том числе и с использованием сетематериалов. Дело тоже до конца не доведено, а жаль, потому что это давало человеку выбор: либо нарушать правила, либо заплатить и рыбачить спокойно. Вот я и предлагаю к этим моментам вернуться. И рассмотреть решение вопросов нарушения правил рыболовства с экономической точки зрения. Что лучше: продолжать тратить огромные финансовые средства на борьбу с нарушениями правил и браконьерством, увеличивая количество запретов, или создать механизм, при котором рыболову будет предложен альтернативный выбор, а именно – приобрести у государства рыболовный тур? Если возникнут сомнения, что все выловят, то сдерживающий фактор имеется: разрешенный вылов – не более пяти килограммов в сутки, за все, что выше, – административная ответственность. Но, подчеркну особо, реализация этих направлений возможна при условии прекращения аренды рек и пойменных водоемов промысловиками и предоставления их в пользование рыбакам-любителям. Я, например, считаю, что промысловое рыболовство на реках должно быть прекращено, так как не только исчерпало, но и полностью дискредитировало себя и государственным интересам не отвечает. У нас хватает искусственных и не затапливаемых в паводковый период естественных водоемов, которые можно зарыбить и либо продавать потом рыбу, либо предоставлять платные услуги рыбакам, как это сейчас делается, например, в Гомельской области. Вот на эти цели: зарыбление и очистку водоемов, оборудование мест отдыха для рыбаков — и нужно пускать деньги, собранные в качестве платы за любительскую рыбалку, значительно уменьшив тем самым нагрузку на бюджет. 

— И здесь, как я понимаю, на арену выходит то самое гипотетическое госпредприятие? 

— Выходит. Нужна республиканская структура с филиалами в каждой области. Она регистрирует рыбаков так же, как сейчас регистрируют охотников, выдает соответствующие удостоверения и взимает не менее одной базовой величины с каждого любителя в виде платы за рыболовство. Все просто: есть расчетный счет, у вас есть квитанция об уплате, и с ней вы можете рыбачить в любом уголке страны. Если такого документа нет и если у вас нет льгот, а их обязательно нужно предусмотреть, вы браконьер со всеми вытекающими последствиями. 

— И вы, Юрий Григорьевич, утверждаете, что эта схема, которую мы набросали в общем, без детализации, способна принести те самые заявленные вами миллиарды?            

— Давайте считать. Итак, каждый рыболов-любитель, которых, как принято считать, почти 10 процентов от всего населения, вносит плату в размере одной базовой величины в год. Две базовые платят те, кто ловит плавсредствами с мотором. Добавим три базовые величины с желающих ловить рыбу с использованием орудий лова из сетематериалов (одна базовая платится за регистрацию раз в год, а две – ежегодно). Вот и получается, что при наличии 100 000 рыбаков в области — 3 100 000 000 рублей, и эту сумму можно умножить на 6. Плюс охота, разговор о которой я сознательно оставляю за рамками. Короче говоря, средства можно аккумулировать немалые. И пустить их на зарыбление водоемов, обустройство автостоянок, создание хотя бы минимума бытовых удобств для неприхотливых, в общем-то, рыбаков. Если до народных рыбацких масс довести, что деньги они платят на реальное дело, никаких протестов не возникнет. Ведь внесение платы за рыболовство — это только следствие, а суть всего – создание условий, при которых любой гражданин нашей страны мог бы спокойно рыбачить или охотиться, не оглядываясь по сторонам и не прячась. 

От редакции. Тема, поднятая нашим читателем, вероятнее всего, не так проста и однозначна, как на первый взгляд кажется, но повод для серьезного разговора о хозяйском использовании богатств наших рек и озер дает веский. Давайте все вместе его и продолжим. Ждем ваших откликов, мнений и предложений.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter