В Беларуси около трех тысяч неиспользуемых зданий и сооружений

Эти госактивы оказались в пассиве

Одни давно уже поросли травой, другие разваливаются буквально на глазах, третьи якобы на консервации. В стране около трех тысяч неиспользуемых зданий и сооружений. И ведь хозяин вроде как есть, но зачастую назвать его таковым язык не поворачивается. Речь не только о постановке на учет бесхозного добра. Важно заставить тех, кому это имущество передано в управление, найти ему применение и извлекать максимум выгоды для государства. Чего проще: не нужно тебе — отдай другому. Однако, констатируют в КГК, роль Госком­имущества в данном вопросе во многом сведена лишь к сбору и обобщению информации и предоставлению сведений в Совмин, а ожидаемого результата нет. В чем причины и как исправить положение, обсуждали на недавней коллегии Комитета госконтроля.



Важнейшие задачи Госкомимущества — анализ и контроль эффективности использования и управления принадлежащими государству акциями, выполнение поручений Президента по ежегодному вовлечению в хозоборот всего неиспользуемого имущества. Задачи эти серьезные и архиважные, подчеркнул Председатель КГК Леонид Анфимов: «Особенно в то время, когда требуется мобилизация всех сил и средств для стабильного функционирования национальной экономики. И роль в этом Госкомимущества непреходяща, в данных вопросах комитет стоит на ключевых позициях по защите госинтересов». На коллегии отмечено: не в последнюю очередь на ситуацию с неиспользуемым имуществом повлиял тот факт, что с ведома Госкомимущества (ГКИ) с прошлого года значительная часть таких объектов не включается в календарные планы по вовлечению в хозоборот, а то, что не нашло применения по разным причинам, из этих планов исключается. В результате простаивающих площадей все больше. Скрывалось это зачастую искажением отчетных данных: заброшенные постройки списывались, но не сносились, а также якобы ставились на консервацию. Дальше о них благополучно забывали. Такие факты выявлены, к примеру, в Толочинском, Чашникском, Хойникском, Наровлянском и других райисполкомах. Как говорится, уж и травой поросло. Видимо, не беспокоит и то, что разваливающиеся и открытые сооружения нередко становятся местом небезопасных игр для детей, пристанищем для наркоманов.


ГКИ и его территориальные фонды, которые, к слову, есть в каждой области и Минске, должны контролировать и анализировать вовлечение в хозоборот госимущества, координировать в этом деятельность республиканских органов управления и местных властей, напомнили на коллегии. Но, увы... Даже тогда, когда покупатели находились сами, процедура отчуждения ненужных объектов растягивалась либо люди получали отказ. На Могилевщине индивидуальный предприниматель хотела приобрести пустующую базу отдыха. Вот только из кабинета в кабинет человека отправляли 9 месяцев, а потом еще три заключался договор купли–продажи. Ситуация разрешилась только с обращением в КГК. В Мозырском районе другой ИП присмотрел два неиспользованных здания, но ему отказали: мол, нужно самим, что–то там храним. На деле же вокруг строений росли сорняки в рост человека.


Госконтролеры также констатируют: комитет по имуществу не организовал должного анализа и контроля эффективности использования и управления госпакетами акций. Не принял мер по повышению результативности их применения, не дал принципиальную оценку органам владельческого надзора. Фактически ГКИ анализирует отдельные показатели финансовой хоздеятельности, сводящейся к констатации снижения количества прибыльных ОАО и роста убыточных. При этом представители государства почти трети хозобществ необоснованно не представляли в Госкомимущество отчеты о своей работе. А то их и не истребовало. Как итог — результаты их труда не анализировались вообще. В КГК говорят: «Детальный анализ причин такой ситуации ГКИ не проводился, не давалась принципиальная оценка деятельности органов владельческого надзора, в том числе по предупреждению убыточных ОАО. Комитет по имуществу, имея необходимые полномочия и инструментарий, не смог проконтролировать, насколько грамотно и с какой пользой сдавалась в аренду недвижимость. В итоге — миллиардные (суммы до деноминации) задолженности перед бюджетом». Показателен пример, когда почти все подчиненные НАН Беларуси организации спокойно не перечисляли в бюджет часть средств от сдачи в аренду площадей, получив за последние три года выручку в размере почти 270 млрд неденоминированных рублей. ГКИ об этом знал, но мер не принял.

Проблема в целом не так очевидна, как может показаться стороннему наблюдателю. Озвученная на коллегии позиция Госкомимущества такова: причины сложившейся ситуации кроются не только в стиле и методах его работы. Они куда масштабнее, главное — нет четкой единой основы для выстраивания системной эффективной работы с госактивами всех уровней собственности, и очевидно, что в одиночку руководству ГКИ проблему не решить. По каждому направлению, которого коснулись участники коллегии, были озвучены конкретные предложения («дорожная карта») всем заинтересованным — начиная от Совмина и заканчивая облисполкомами и Мингорисполкомом. Ждем результатов.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 234 (25116). Вторник, 6 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter