Эти башни всегда видно издалека

Гигантские башни элеватора Пуховичского комбината хлебопродуктов видно издалека. Именно в этих бетонных исполинах, которые называются силосы, и хранится зерно. Но, прежде чем попасть за проходную, машины с урожаем ждут вердикт из лаборатории. Вся работа начинается с проверки качества зерна. Я стою у входа и не вижу вокруг ажиотажа. Где же машины с зерном?


«Обычно очереди выстраиваются, но пока машин мало», — говорит начальник производственно–технологической лаборатории Ольга Мазалевская. Уже 11 лет Ольга проверяет качество нового урожая. «В этом году, — делится специалист, — мало клейковины: солнца немного, дожди идут — вот и не напиталось зерно. Но рожь хорошая!» Год назад почти все зерно сухое было, а сейчас влажность высокая, приходится досушивать, а это дополнительные затраты на энергию.

Пока мы беседуем, привозят ячмень. Смотрим вместе зерно: зеленого много, не успело еще созреть. Но ситуация поправима — партия пойдет на сушку. Взятые образцы хранятся в лаборатории три дня, чтобы была возможность сверить данные.

Дальше машины с урожаем идут на одну из четырех разгрузочных точек. На элеватор привозят зерно со всей страны. Здесь хранится и госрезерв, и запасы самого комбината, также принимают заказы от частных фирм. Пуховичский элеватор — один из самых мощных в стране. Проектная вместимость — 150 тысяч тонн. Каждый силос может принять 600 тонн зерна. Главный инженер Александр Шивяков признается, что многие силосы нуждаются в ремонте, а это пока для комбината слишком дорогое удовольствие.

Пока машина выгружается, за процессом следит мастер элеватора Евгений Финевич. На вопрос, сколько машин он принимает за смену, отвечает в тоннах — 1.200 — 1.500. Мне даже представить сложно такие цифры, а здесь тысячи тонн — привычная величина. Одна машина везет около 20 тонн, получается — более 70 машин за 12–часовую смену.

Под ногами — решетка, через которую зерно попадает в приемный бункер. Оттуда ему предстоит путь наверх — в силосы. Каждая партия в зависимости от вида и качества зерна отправляется в конкретный силос. Они все пронумерованы. Процесс, конечно, автоматизирован. За пультом управления — оператор Галина Радевич. Монитор показывает, куда идет зерно. С первого взгляда в этих цветных кружочках и стрелках не разберешься. У Галины Александровны стаж 32 года. Сразу и не вспомнит, сколько раз за это время менялась здесь техника. Хотя компьютер и контролирует все цепочки, без надзора человека не обойтись.

В сезон жатвы предприятие работает круглые сутки. Когда горячая пора закончится, комбинат вернется к привычному режиму. Только хлебный путь с приходом осени не закончится. Впереди — «подработка зерна», как здесь говорят. Оно будет еще не раз очищаться, сушиться и охлаждаться, чтобы в глубинах силосов урожай сохранился без потерь.

zdan@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ГОРЯЧАЯ ТЕМА: