Этажи эффективности

Ученые исследуют проблемы строительного комплекса Минска
Нашу столицу по праву называют городом новостроек. Растут ввысь, раздвигают границы кварталы многоэтажек. Реализуются масштабные флагманские проекты. Удачно вписался в столичный ландшафт внушительный многогранник Национальной библиотеки. Ускоренными темпами реконструируется площадь Независимости, под ней сооружается общественно-торговый центр. Разворачивается строительство сети гипермаркетов, бизнес-центров, гостиниц международного класса… За всем этим – напряженный каждодневный, а на ряде объектов и ночной труд строителей. Что их волнует, в какой помощи они нуждаются? Эти и другие вопросы стали предметом исследования, проведенного Минским институтом социально-экономических и политических проблем. О научном проекте и его выводах мы беседуем с директором института членом-корреспондентом Национальной академии наук Беларуси Владимиром БОБКОВЫМ. — Прежде всего, Владимир Андреевич, несколько слов о том, что представляет собой столичный строительный комплекс? — Сегодня это даже не одна отрасль, а совокупность отраслей, производств и организаций, которые характеризуются тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями. Комплекс охватывает более 1600 строительных организаций. В составе — проектные, подрядные строительно-монтажные организации, предприятия стройиндустрии, организации-заказчики… Действует развитая производственная база. Заводы отрасли производят более 130 видов стройматериалов и изделий… — Что и говорить, махина! Каковы же успехи? — В последние годы столичные строители работают достаточно стабильно. Достигнуты высокие темпы роста объемов строительно-монтажных работ, увеличилось производство стройматериалов и конструкций, улучшилось их качество. Темпы роста инвестиций в непроизводственные объекты также достаточно высоки. Стабильно растет удельный вес прибыли строительных организаций в ее общей массе, а также рентабельность реализованной подрядчиками продукции. В целом строительные организации работают более эффективно, чем вся экономика города. Среднемесячная зарплата строителей превышает сложившийся по Минску уровень и составляет более 500 тысяч рублей… — Но, Владимир Андреевич, очевидно, не обходится и без трудностей? — Именно на них сосредоточили свое внимание ученые. В нашем исследовании системно проанализированы тенденции и закономерности развития, пути повышения эффективности производственных мощностей, порядок формирования цен на готовую продукцию, проблемы незавершенного строительства… — В ряду важнейших забот – возведение жилья… — Да, рост его объемов, улучшение качества и снижение стоимости — приоритет номер один. Анализ обеспеченности населения жильем подтвердил: этот показатель в Минске ниже среднереспубликанского. Поэтому на сооружение жилья направляется в среднем четверть общего объема инвестиций, а с учетом инженерной инфраструктуры – до 34 процентов. Основные подрядчики здесь тресты № 1, 4, 7, 15, а также МАПИД, входящие в концерн «Минск-строй». Есть положительная тенденция восстановления количества вводимого жилья по отношению к предыдущим периодам. В нынешнем году необходимо построить до 1 миллиона квадратных метров жилья. — И что, по мнению ученых, следует предпринять, чтобы выполнить намеченное? — Реализация поручений Президента страны требует более активной переориентации работы подрядных организаций на гражданское строительство без ущерба по объектам культуры, торговли и другим, корректировки инвестиционных подходов. Тут ситуация такая: столичное жилье в основном финансируется самими гражданами за счет личных сбережений и за счет кредитов банков. В то же время при нынешней стоимости кредитных ресурсов и условиях кредитования, предполагающих определенный высокий уровень личных доходов, кредиты на строительство большинство населения не может реально использовать. Вот почему для выполнения президентской программы ускоренного возведения жилья и развития строительного комплекса необходимы организационно-экономические мероприятия на уровне города. — Это, наверное, относится и к технической оснащенности? — Да, она, пожалуй, самое слабое место… Высок износ машин и механизмов, нерациональна структура парка землеройной и крановой техники. Не хватает мобильных и эффективных в условиях большого города машин средней и малой мощности. Городские власти видят эти проблемы и действуют, обновляя и переоснащая активную часть основных фондов. По нашему мнению, целесообразно создать коммунальное предприятие, скажем, «Городское управление механизации» – для обеспечения потребностей всех минских строителей в эпизодически применяемых машинах, механизмах, транспортных средствах. Эта же компания могла бы заниматься и оперативным лизингом специализированной строительной техники. — Дело, судя по всему, зачастую упирается в финансовое положение строительных организаций… — Сказать, что оно стабильное, было бы преувеличением. Это в определенной степени связано с несовершенством механизма ценообразования в строительстве. Возникла необходимость уточнения методики формирования цен. А для технического перевооружения подрядных организаций следовало бы сформировать единый городской инновационный фонд, разработать долгосрочную (на пять лет) инвестиционную программу, создать хозрасчетную информационную (риелторскую) структуру горисполкома с филиалами во всех районах города. Еще один важный вопрос – создание условий для преимущественного использования белорусских строительных материалов. Они, как правило, дешевле импортных. Но… Низкие нормативные требования, а также слабая конкуренция на рынке не стимулируют отечественных производителей к повышению качества продукции. Негативно повлиял на уровень цен и качество стройматериалов отказ от государственного ценового регулирования в этой сфере. Пока не появилась эффективная конкуренция, такой контроль стоило бы восстановить. Назрел и вопрос о создании Минского городского муниципального банка. Его основным учредителем мог бы выступить горисполком. Этот банк совместно с городской риелторской структурой стал бы покупателем-продавцом жилищного фонда. Тогда, несомненно, оживился бы рынок недвижимости. — Как видим, Владимир Андреевич, проблем в строительном комплексе немало. Но совершенно очевидны и пути их решения… — Да, и горисполком, и его службы активно действуют, причем с учетом рекомендаций ученых. Руководство города, персонально его мэр ведут серьезную работу по наведению порядка на стройплощадках, снижению цены, повышению качества строительства и эффективности труда.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter