Этажи без страха и упрека

Как избежать ЧП в лифтах? Собкор «СБ» исследовала проблему безопасности в подъездах на родине белорусских «подъемников» — в Могилеве
Как избежать ЧП в лифтах? Собкор «СБ» исследовала проблему безопасности в подъездах на родине белорусских «подъемников» — в Могилеве

Моя соседка с 7–го этажа лифт обходит стороной уже лет 10. С тех самых пор, как ее угораздило «зависнуть» в тесной «клетке» почти на час. «Нашему лифту уже под 30 лет, ломается чуть ли не каждый день, так что лучше перестраховаться, — приговаривает она, поднимаясь по ступенькам. — Вот новый поставят, тогда, может, и прокачусь...»

А вот жильцам 1–го подъезда дома N 6 по проспекту Шмидта в Могилеве, еще недавно совершавшим марш-броски на верхние этажи, повезло. На смену старому подъемному механизму, который постоянно выходил из строя, установили новенький, современный и очень симпатичный. Правда, красоту по достоинству оценили не все. Прошло совсем немного времени, и кто–то погнул блестящую табличку с правилами пользования. Наверное, хотел прикарманить, да сил не хватило отодрать ее от стены. Как выяснилось, именно такие «плашечки» вандалы пытаются отковырнуть в первую очередь. А еще исписывают стены и потолки, выламывают двери, разбивают плафоны, воруют лампочки.

«Завод «Могилевлифтмаш» нынче антивандальные лифты выпускает, в которых все по максимуму металлическое, а то ведь раньше не успевали запустить новый «подъемник» — и хулиганы тут же его «раздевали»: воровали алюминиевые панели, катушки, без которых лифт не мог нормально работать, — рассказывают в Могилевском областном управлении Проматомнадзора. — И кнопки пластмассовые постоянно поджигали. Просто так, от нечего делать».

В начале этого года в лифтовой кабине малосемейного общежития по переулку Гоголя в Могилеве кто–то на полу разложил костер — «подъемник» сгорел полностью. Недавно аналогичный случай произошел в одной из могилевских высоток. Правда, вовремя вызвали спасателей, и «домашнее такси» удалось спасти...

— В большинстве случаев в неисправности механизмов и кабин виноваты сами жильцы, не берегут они технику, — сетует начальник производственно–технического отдела предприятия «Могилевлифт» Анатолий Хребтович. — Взять, к примеру, микрорайон Заднепровье. Практически все лифты там разукомплектованы вандалами. А что творится в малосемейках по улице Островского? Лифты такие страшные, будто им лет 20, а их, между прочим, 2 — 3 года назад установили. Теперь чуть ли не каждый день чиним. Зато в дома по улице Первомайской, 50 и Буянова, 18 людей можно на экскурсию водить. Тамошние лифты с 1974 года бегают и по сей день — как картинки. Уже несколько раз диагностику проходили — и никаких серьезных замечаний!

Специалисты «Могилевлифта» ежедневно осматривают каждый подопечный «аппарат». Раз в месяц линейные электромеханики проводят более детальный и тщательный техосмотр, раз в год проводятся испытания лифтов с участием независимых экспертов. На диспетчерском пункте есть журнал, где регистрируется, когда и почему остановился механизм, когда его запустили. (Мне сказали: «Если вы застряли, вас должны освободить максимум через 30 — 40 минут». — О.К.)

Частенько люди застревают в лифте потому, что не соблюдают элементарные правила пользования. К примеру, в «агрегат» грузоподъемностью 300 — 400 килограммов вместо 4 — 5 человек набивается 10. Соберется в праздник «теплая» компания в одной квартире, надумают выйти на улицу на перекур, втиснутся все одновременно в кабину, вот кабина и блокируется, садится на «ловители». Между прочим, механику, который приходит вызволять людей из неволи, спасибо говорят редко. Зато нахамить норовят многие. А в Гомеле осенью специалист вообще угодил в больницу с серьезной черепно–мозговой травмой. Только открыл мастер дверь, как застрявшие мужики кинулись на него с кулаками...

Кстати, оборваться и рухнуть вниз «домашнее такси» не может — даже если один за другим лопнут все три каната, кабину тут же застопорят в шахте специальные клинья. А вот застрять можно запросто, так что лучше вести себя спокойно, не прыгать и не отрывать ноги от пола, повиснув на перилах. И еще: если застряли, упаси вас бог пытаться выбраться из кабины самостоятельно. Несколько лет назад в Бобруйске студент, вместо того чтобы вызывать диспетчера, сам открыл дверь и попробовал выпрыгнуть на лестничную клетку 8–го этажа. Оступился и упал в шахту. К счастью, остался жив. А вот двум бедолагам в Новополоцке, без помощи аварийной службы попытавшимся освободиться из лифта, застрявшего на 11–м этаже (дело было в прошлом году), не повезло. Дверь–то они открыли, мужчина подал руку своей спутнице, но та оступилась и утянула его за собой на дно шахты.

Однако нельзя винить во всем только людей. «Подъемники» капризничают, ломаются от старости. Из 2.440 пассажирских лифтов, курсирующих между этажами в домах Могилевщины, 24,8 процента нуждаются в замене, поскольку отработали свой срок. После того как «старичок» отбегал 25 лет, проводится его техническое диагностирование, по результатам которого делается заключение, возможна ли дальнейшая эксплуатация. Если да, то он работает еще года три, после чего снова диагностика.

— Вообще–то лифт, если к нему относились бережно, может не выходить «на пенсию» после 25–летнего срока службы, — говорит госинспектор Могилевского областного управления Проматомнадзора Николай Черняков. — На предприятиях нашей области есть два лифта, которые по 40 лет работают, есть «долгожители» с 30–летним стажем и в многоэтажках. Порой достаточно бывает капремонта или замены каких–то узлов, чтобы они работали дальше. В этом году мы на время приостановили работу 18 «подъемников», после чего их хозяева нашли деньги на диагностику (стоит она около 500 тысяч рублей), и они заработали снова. А вот новых лифтов (стоит такой больше 40 миллионов) в Могилеве в 2005 году установили всего 4. С десяток — в Бобруйске. А менять лифты, конечно, нужно, ведь нет ничего ценнее человеческой жизни.

Советуют профессионалы

Лучше поднимитесь по ступенькам, если видите, что лифт ведет себя странно: хаотично хлопает дверями, либо они подозрительно долго остаются открытыми, в кабине не горит свет.

Если вам нужно наверх, а кабина почему–то повезла вас вниз, сразу же нажимайте кнопку «Вызов».

Если вы застряли, не занимайтесь самодеятельностью, зовите на помощь профессионалов!

Краткий курс истории лифта

Подъемники типа лифта еще до нашей эры использовали при строительстве пирамид египтяне. Некоторые из них поднимали каменные блоки весом около 91 кг на высоту 150 метров.

Самый древний лифт, предназначенный для подъема блюд из кухни в столовую, археологи откопали в римском городе Геркулануме, засыпанном вместе с Помпеями во время извержения Везувия. Позже на арену Колизея в Риме с помощью лифта поднимали гладиаторов и диких животных.

Первый лифт в современном понимании был установлен в 1743 году во дворце французского короля Людовика ХV в Версале. Громоздкая конструкция, приводимая в движение слугами, была сконструирована для того, чтобы 33–летний король мог подниматься в апартаменты своей любовницы, жившей этажом выше.

Первый паровой лифт представил американский изобретатель в 1800 году. В России же подобие лифтов появилось при Петре I. В Петергофе был установлен обеденный стол, который курсировал между первым и вторым этажами.

В 1845 году разработан первый гидравлический лифт.

Самый быстрый лифт в мире установлен в тайваньском небоскребе Таipei. При подъеме он развивает скорость 16,83 метра в секунду и до 89–го этажа поднимается за 38 секунд.

Хроника ЧП

Август 2000–го. В высотном доме по улице Карбышева в Бресте в лифте спускалась с 2–летней дочуркой 21–летняя мама. Когда мать вывозила коляску, двери неожиданно закрылись. Коляску зажало, лифт поехал вверх. Ребенок упал в шахту и погиб.

В поселке Новинки Минского района в шахте лифта погиб мальчик.

Июнь 2002–го. В лифте гомельского универмага застрял 28–летний грузчик. Попытавшись самостоятельно выбраться из кабины между 9–м и 10–м этажами, он сорвался и упал вниз.

Ноябрь 2002–го. В подъезде дома по Старовиленскому тракту в Минске гомельчанке, пытавшейся остановить закрывающиеся двери лифта, зажало руку (автоматика не сработала). Через полчаса девушку вызволили спасатели, которым позвонила старушка, услышавшая крики.

Март 2003–го. Второкурсник Белорусского государственного технологического университета пытался войти в лифт на 8–м этаже общежития. Кабина неожиданно поехала вниз, перерезав тело парня.

Июнь 2003–го. В многоэтажке по улице Казинца в Минске мужчину зажало между 1–м и 2–м этажами. Он умер в машине скорой помощи от травматического повреждения гортани и асфиксии.

В том же месяце в высотке по улице Сябровской в Бресте погиб 47–летний мужчина. Судмедэксперты установили: смерть наступила в результате множественных ранений головы и сдавливания тела дверями лифта.

Июль 2003–го. 67–летняя пациентка отделения гематологии 9–й клинической больницы Минска застряла между 3–м и 4–м этажами. Когда минут через 30 — 40 кабину открыли, женщина была мертва. Через несколько дней жертвой лифта едва не стал один из ведущих Белорусского телевидения. Он собирался выйти из лифта на 1–м этаже, но двери вдруг захлопнулись, и лифт помчался вверх. На 17–м этаже подъемник с силой ударился о потолок и резко остановился. Журналиста подбросило вверх, затем швырнуло вниз. Итог — травма ноги.

Сентябрь 2003–го. 21–летний грузчик ОАО «Рыбокомплекс» оказался между электрокаром и кабиной грузового лифта. В бессознательном состоянии, с переломами предплечья, бедра и черепно–мозговой травмой он был доставлен в реанимацию Минской больницы скорой помощи.

Ноябрь 2004–го. В Минске две прабабушки (67 и 74 лет) возвращались с прогулки вместе с 6–месячным ребенком. Когда коляска на треть вошла в кабину, она поехала вверх. Коляска и одна из старушек упали в шахту. К счастью, все остались живы: малышка из коляски не выпала, одна ее прабабушка ушибла голову, другая — ногу.

Июль 2005–го. 14–летние гомельчанки спускались с 7–го этажа на первый. Кабина резко затормозила на втором... Девочек с ушибами доставили в Гомельскую областную клиническую больницу.

Товар возврату не подлежит

Иногда люди недовольны даже новыми лифтами. Обоснованны ли претензии?

Недолго радовались жильцы нескольких минских новостроек своим домам, оснащенным тремя скоростными лифтами, пожарными извещателями, «умными» счетчиками электроэнергии и воды, батареями с термометрами и регуляторами теплоты: извещатели внезапно начали истошно пищать по ночам, счетчики по два месяца не меняли показаний, а ультрасовременные лифты с момента установки стали ломаться практически ежедневно... О последнем — подробнее.

— Жильцы нашего дома не раз жаловались мне на плохую работу лифтов, — рассказывает председатель столичного ЖСК N 635 Наталья Нигай. — Кто–то даже небольшой плакат негодующего содержания на первом этаже повесил: дескать, сколько можно терпеть этот непорядок?! А одну из соседок диспетчеры лифтовой службы уже по голосу узнают — чуть ли не каждое утро она сообщает им о неполадках. Недавно приезжали представители завода–производителя — РУП «Могилевлифтмаш» — все лифты осмотрели, что–то подправили, а толку от этого чуть: все равно «подъемники» частенько не работают.

В обслуживающей организации уточнили: многочисленные нарекания вызывает электронная «начинка» лифтов, регулярно заедают двери, на одном из них даже пускатель сменить пришлось. Жильцы дома к этому списку добавили отрицательное влияние движения лифтов на качество работы мобильников: находясь в кабине, для всего остального мира человек «недоступен». А как я убедилась на примере собственного телефона, связь пропадает не только внутри, но и просто вблизи «подъемников»...

В ОАО «МАПИД», построившем дома, о проблемах с работой лифтов впервые услышали только от меня:

— Мы их закупаем на основании проведенных тендеров, исключение составляют лишь те здания, которые возводятся нами по заказу ЖСК, — для них комплектующие подбирают специалисты управления капитального строительства, — комментирует инженер по оборудованию Алла Кузюкович. — Перед началом работы каждый лифт проходит обязательную проверку и только потом сдается в эксплуатацию обслуживающим организациям. С этого времени мы за них уже не отвечаем.

— По сравнению со щербинскими и карачаровскими лифтами могилевские — самые лучшие в СНГ, — утверждает заместитель начальника управления по подъемному оборудованию Проматомнадзора Михаил Слободченков. — Были у нас претензии к качеству продукции «Могилевлифтмаша», в частности несовершенны электронные схемы. Но, насколько мне известно, сейчас на заводе ведется работа по сертификации новых комплектов пассажирских лифтов на соответствие требованиям европейской Директивы 95/16 — будем надеяться, что в дальнейшем недостатков в них станет меньше.

В УКС Мингорисполкома причин частых технических неполадок в лифтах нового поколения тоже не знают: новоселы, говорят, сами виноваты — перевозят в пассажирских «подъемниках» мебель, холодильники и стройматериалы, вот они (при грузоподъемности–то 400 килограммов! — О.П.) и не справляются с нагрузкой.

Я поинтересовалась у ведущего инженера отдела комплектации УКС Мингорисполкома Алексея Коновалова, можно ли заменить не удовлетворяющий требованиям жильцов лифт, тем более что заводская гарантия на него составляет не менее 18 месяцев. В ответ услышала: «В моей практике подобных случаев еще не было, но вообще не думаю, что это возможно: каждый лифт производится для определенного дома. Комплект для 19–этажек, состоящий из двух пассажирских и одного грузового, стоит около 250 миллионов рублей, демонтаж любого из них обойдется минимум в 10 миллионов — кто это оплатит?»

Начальник отдела внешнеэкономических связей РУП «Могилевлифтмаш» Дмитрий Пушкарев подтвердил: возвратов не было. А вину за неисправности он опять–таки возложил на новоселов: мол, не пользуются кнопкой удержания дверей.

— Шахта лифта — закрытое и непроницаемое пространство, и неудивительно, что сигнал мобильника не может через него пробиться, — говорит он. — К тому же нет у нас такого стандарта, чтобы телефоны во время поездки работали!

— Лифт, а уж тем более скоростной — это объект повышенной опасности, — добавляет Галина Архипова, начальник бюро гарантийного обслуживания минского торгово–сервисного центра завода «Могилевлифтмаш». — Поэтому, несмотря на мизерность суммы, которая взимается с жильцов за работу лифтеров, мы не оставляем их жалобы без внимания. Пусть и они нас простят за некоторые неудобства: новым агрегатам нужно «притереться» друг к другу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter