Этапы большого пути

В 2012 году исполнится 150 лет со дня основания железных дорог Беларуси...

В 2012 году исполнится 150 лет со дня основания железных дорог Беларуси

У Белорусской железной дороги богатая  история. В 2012 году исполнится 150 лет со дня рождения отечественной стальной магистрали. А начиналось все с создания в 1851—1862 годах первого на белорусской земле железнодорожного участка Гродно — Поречье, движение по которому было официально открыто 27 декабря 1862-го. В 1866—1868 годах железнодорожники ввели в эксплуатацию линию Бигосово — Полоцк — Витебск — Орел, открывшую путь для вывоза хлеба из Черноземья на Запад через порты Балтики. Важной вехой в истории БелЖД стал пуск в ноябре 1871 года железнодорожной магистрали направлением Смоленск — Минск — Брест, связавшей центральный регион России с Западной Европой. Именно она в последующем стала стержнем для формирования всей железнодорожной сети Беларуси.

Позже, в 1873-м, был введен в строй участок Ковель — Брест, являвшийся частью большой железнодорожной линии Киев — Казатин — Брест — Граево.

Для экспорта сельскохозяйственной продукции с юга России 15 июля 1874 года началось активное движение на Ландварово-Роменской (с 1877-м — Либаво-Роменской) железной дороге, про­тянувшейся из города Ромны через Гомель, Минск и далее к Балтийскому морю.

В 1882 году железнодорожное ведомство дало старт стальной магистрали маршрутом Жабинка — Пинск. А уже через два года поезда пошли на приграничном направлении: Вильнюс — Лида — Барановичи — Лунинец.

В 1886-м открыто движение на участке Лунинец — Гомель, а также на линии Барановичи — Волковыск — Берестовица. В следующем году с вводом в эксплуатацию магистрали Гомель — Брянск железная дорога стала вторым ключевым направлением Беларуси, пересекшим ее с запада на восток.

В начале XX века появились новые участки пути Новосокольники — Витебск — Орша — Жлобин (1902—1904 гг.).

В 1907 году началось движение еще на одном ключевом направлении: Невель — Полоцк — Молодечно — Лида — Волковыск в составе Бологое-Седлецкой линии. Завершение строительства в 1916-м линии Жлобин — Калинковичи — Овруч открыло прямой ход из Петербурга в Одессу.

Таким образом, с 1862-го по 1917 год в Беларуси построили более 4000 километров эксплуатационных железнодорожных путей.

В 1923-м введена в строй линия Коммунары — Кричев. В 1926 году участок Орша — Лепель, в 1931-м — Кричев — Могилев — Осиповичи. К началу Великой Отечест­венной общая протяженность белорусских железных дорог состав­ляла 5,7 тысячи километров, из которых за годы войны было разру­шено свыше 4 тысяч. В дальнейшем — в послевоенные годы — желез­нодорожный транспорт нашей страны полностью восстановили. Кроме того, по всем направлениям развития стальной магистрали проведены коренные перевооруже­ние и реконструкция.

В настоящее время отечественная железная дорога территориально находится в пределах границ Республики Бела­русь, и ее эксплуатационная длина составляет более 5,5 тысячи километров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter