Ассоциация молодых композиторов провела в Минске акцию "Музыка в метро"

Эта музыка будет вечной

Профессиональные музыканты все чаще спускаются со сцены с самую гущу своих почитателей. Самый общенародный транспорт на планете известно какой - подземка. И вот то Элтон Джон, пыхтя и отдуваясь, толкает рояль в лондонское метро, то престарелый хиппи Борис Гребенщиков под гитару мурлычет что-то проникновенное в московских переходах: одним словом, тенденция.


Наши исполнители пошли дальше и глубже: еще в прошлом году масштабной музыкальной акцией с подачи молодых белорусских композиторов на станциях Минского метрополитена отметили юбилей Иоганна Себастьяна Баха. Нынешний апрель преподнес новые сюрпризы.

Нет, Бах тоже был, куда же без него: на станции "Уручье" скрипачка Анастасия Попова и контрабасист Эрик Орлов-Шимкус знакомили публику с творчеством блестящего представителя эпохи барокко. Почему именно там, рассказал организатор акции "Музыка в метро" молодой белорусский композитор Виталий Дорошук. Как выяснилось, не обошлось без некоторого символизма:

- Название "Уручье", а Бах с немецкого переводится как "ручей", потому и играли его именно здесь.

Вообще в этот раз слушателей ожидали разнообразная музыкальная экзотика и преданья старины глубокой. Между нами говоря, такие вещи и в программе серьезных концертов не часто обнаружишь: к примеру, на "Площади Победы" вокальный ансамбль музыкальной капеллы "Сонорус" исполнял сочинения Перотина Великого. Духовные песнопения XII - XIII века под каменными сводами сегодняшней подземки звучали на удивление органично.


- Григорианское пение у нас очень редко можно услышать, но почему бы и нет? - размышлял, глядя на плотное кольцо зрителей, главный дирижер "Соноруса" Александр Хумала. - Видите, люди останавливаются, слушают, фотографируются, патрульные милиционеры остановились на несколько минут, послушали.

На "Пушкинской" квартет Aquarelle исполнял произведения из уникального белорусско-польского нотного памятника - "Полоцкой тетради". И снова: казалось бы, где современный, спешащий по делам человек, а где музыка XVII века? Однако скопление в переходе людей, снимающих происходящее на смартфоны, говорит о том, что нашим современникам до всего есть дело, и старинная музыка может заинтересовать их ничуть не меньше, чем модная мелодия. И купить тут же, в переходе, цветок в киоске, чтобы вручить его исполнителю, они тоже могут запросто.

- Здорово! - по окончании выступления, получив немалую дозу аплодисментов, радовалась солистка квартета Aquarelle Екатерина Пукст. - Нет, в самом деле, замечательно нас принимали! Мы не ожидали такой поддержки публики, спасибо нашим слушателям, играть для них было чрезвычайно приятно.


Колесную лиру можно было услышать на "Каменной Горке": на практически забытом народном инструменте играл солист Белгосфилармонии Сергей Долгушев. "Колавая лiра" у нас встречается исключительно на почтовых марках, и кроме музыкантов разве что только филателисты знают, как она выглядит - а тут все вживую, да с пением, как в стародавние времена.

Надо сказать, в этом году расписание было более щадящим для слушателя, целенаправленно отправляющегося за впечатлениями: пять станций, на каждой часовая программа, и разбежка в полчаса позволяла хоть краешком зацепить не одно, а несколько выступлений. Но попасть на все никому не удалось - слишком широка оказалась география, организаторы старались охватить все концы города, чтобы ни один район не остался обиженным. Завершилась акция на станции "Тракторный завод" под музыку Вивальди.

Виталий Дорошук признался, что программу придумывал во время поездок в метро:

- Ходил в наушниках, слушал Перотина и Джона Доуленда, и подумал, что они и в живом исполнении здесь будут очень неплохо звучать. Как и в прошлом году, предложил знакомым музыкантам исполнить те или иные вещи. Композиторов выбирал на свой вкус, так получилось, что музыка в основном старинная. Радует, что в этом году нам было значительно легче в плане организации. В первый раз, когда играли в метро Баха, это был эксперимент, мы сами толком не знали, что в итоге получится. Были те, кто сомневался, даже спорил - мол, не место музыке в метро. А теперь мы знаем, что люди на удивление хорошо воспринимают такие вот живые выступления.

Речь не идет о популяризации классики, подчеркивает Виталий (хотя эта мысль буквально напрашивается, когда видишь, как по окончании концерта прохожие выясняют у музыкантов, где и когда их можно будет услышать в следующий раз):

- У меня другие цели. Я выступаю за оживление городской среды, хочется, чтобы в ней постоянно происходило что-то необычное, потому что город должен жить интересно.

Как-то и не поспоришь.

ovsepyan@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter