Эта «копейка», то что надо «копейка»

Девятого сентября 1970 года в СССР начался серийный выпуск народного автомобиля ВАЗ-2101

ЕГО ЛАСКОВО и метко прозвали в народе «копейка». Он сходил с конвейеров всего 14 лет, но за это время успел настолько полюбиться, что в 2000 году по опросам журнала «За рулем» был признан лучшим российским автомобилем XX столетия. Именно благодаря «Жигулям» автолюбители узнали, что в малолитражке на высокой скорости можно разговаривать, не повышая голоса, что суровой зимой в машине может быть тепло, как дома, и на ней можно без устали покорять чуть ли не втрое больше расстояния, чем на других советских авто. Известны случаи, когда «копейки» обходились без капитального ремонта более 20 лет при постоянной эксплуатации. Да и сегодня некоторые из них еще в строю, чаще всего в сельской местности, где к современным формам и дизайну, относятся снисходительно.


Выпуск первого автомобиля ВАЗ-2101.

КГБ поставил на «Фиат»

Идея строительства небывалого по масштабам автомобильного завода родилась на самом верху. Ее инициатором был председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин, которого поддержал сам Брежнев. В стране росло количество не обеспеченных товарами денег, и массовый автомобиль мог стать необходимой палочкой-выручалочкой: граждане охотно отдали бы за него свои накопления. Кроме того, современный, имеющий спрос за рубежом автомобиль должен был поправить экспортные позиции страны, которая больше покупала за валюту, нежели продавала.

Поиски партнеров вели без лишней огласки. К этой деятельности привлекли даже КГБ, в частности, Леонида Колосова — корреспондента «Известий» в Италии, а по совместительству сотрудника всесильного комитета. Выбор пал на концерн ФИАТ — он предложил самые выгодные условия. В Италии с ее традиционно сильным левым движением в это время шла всеобщая забастовка, и контракт с Советами сильно помог выправить финансовое положение концерна. В СССР учли, конечно, и то, что в 1966 году «Фиат-124» стал автомобилем года в Европе.

Завод решили возвести на берегу Волги, наличие реки решало многие транспортные проблемы в молодом городе Тольятти. Раньше здесь находился частично затопленный после возведения ГЭС Ставрополь-на-Волге, но город при автогиганте строился практически заново. Вскоре в СССР привезли несколько автомобилей «Фиат-124», которые пошли на всесторонние испытания. Их гоняли по всей стране, от Крыма до Воркуты, куда их, разумеется, доставляли по железной дороге. Работы вели и на Дмитровском полигоне.

Внешне ВАЗ-2101 отличался от «Фиата» лишь более массивными клыками бамперов, утопленными ручками дверей и, разумеется, эмблемами. Но по начинке советский автомобиль был во многом другим. 

Конструкцию нежного 124-го активно переработали под суровый советский быт. Условия эксплуатации машины предполагались жесткими, поэтому даже амортизаторы достали из пружин — для облегчения их последующей замены. В 1970-е ВАЗ-2101 и его последователи под маркой «Лада» были вполне конкурентоспособными и на западноевропейском рынке. Ведь, в принципе, покупатели получали хорошо известный «Фиат» по куда более низкой цене — демпинг был основой успеха советских машин с самых первых лет экспорта за рубеж. Из-за неприлично низкой цены она получила здесь статус машины «для студентов и пенсионеров». В социалистических странах «Жигули» вообще были дефицитом — скажем, в ГДР для ее получения надо было стоять в очереди более десяти лет.

Без ремонта вокруг земного шара

Качество сборки первых автомобилей ВАЗ-2101 было довольно высоким. Оборудование новое, инженерный состав стажировался в Италии. Еще на стадии подготовки производства на основном заводе и у смежников пришлось поменять некоторые ГОСТы, прежние не обеспечивали должной точности и качества комплектующих, требуемых итальянской технологией.

Легкий пуск, быстрый и эффективный прогрев салона. Отменная динамика и сильные тормоза. И главное — надежность! Машины не требовали постоянного подтягивания, регулировки, смазки. В первые годы жизни автомобиля нужно было, по сути, лишь менять масло, иногда производить несложные профилактические операции.

Внешний вид тоже получился симпатичным. Модель оказалась маленьким шедевром. Ни до, ни после «копейки» таких долговечных автомобилей сборщики создать не смогли. Капитальный ремонт, согласно испытаниям, требовался лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока. На спидометрах таких машин — от 300 тысяч километров и больше. Они не раз «обогнули земной шар». За выпуск модели в мае 1972 года предприятию вручена международная премия «Золотой Меркурий» — своеобразный «Оскар» европейской торговли.

Всего выпущено 2,7 миллиона машин, рекорд среди всех «Жигулей». Есть у «копейки» и «родственники» за рубежом. Под маркой «Сеат» аналоги «Жигулей» выпускали в Испании. Примерно 1,5 миллиона «Фиатов» модели 124 сделали по лицензии в Польше. Версии 124-го производили также в Южной Корее, Аргентине, Болгарии, Индии и Турции. 

Классика не уходит с проселков

ВАЗ-2101 послужил базовой моделью для всей последующей гаммы автомобилей классической компоновки: ВАЗ-2102, -2103, -2104, -2105, -2106, -2107. Были и редкие образцы. Так,  в одном экземпляре изготовлен ВАЗ-2106 «Турист» со встроенной палаткой.

«Классику» не убили ни появление переднеприводных моделей, ни массовый приток иномарок, ни введение экологических норм, а все обрушившиеся на страну кризисы шли ей только на пользу — востребованность дешевых авто лишь росла. Последний всплеск спроса в 2010 году спровоцировала программа утилизации автостарья — тогда было продано 138 тысяч машин. В конце 2011 года производство «классики» полностью передали в Ижевск, хотя машинокомплекты по-прежнему производили в Тольятти.

Прошло 45 лет со дня выпуска первого ВАЗ-2101, но и сейчас, уже в преклонном возрасте, «копейки» из первых партий колесят по трассам всех республик былого СССР, вызывая восхищение своей неприхотливостью и выносливостью. Скажем, в самой автомобилизированной в Беларуси Гродненской области на начало года зарегистрировано почти 42 тысячи автомобилей ВАЗ. Найти в Европе «живой» «Фиат-124» — задача почти неразрешимая, у нас же вазовские изделия можно встретить часто, особенно на сельских дорогах.

В 2004 году в Москве на Вологодском проспекте как символу минувшего века открыт памятник «копейке». Его презентовала в натуральную величину компания «Лада Фаворит». «Копейка» гордо стоит на мраморном пьедестале, а у подножия периодически появляются принесенные в память о любимом и верном автомобиле живые цветы.

В ТЕМУ

Николай НЕВМЕРЖИЦКИЙ, водитель, деревня Дуброво Молодечненского района: 

— Благодаря «копейке» стал профессионалом. Машина мне осталась от деда, вот и учился ездить на ней, чтобы не «до первого столба». Дед ездил на ней мало, зимой вообще не заводил. До сих пор почти все родное в ней, даже не красил. Правда, сейчас путешествовать на дальние расстояния не рискую, а вот за грибами и ягодами по лесным дорогам всегда моя ласточка к услугам! Как говорят, чем проще механизм, тем надежнее.

Вацлав ПАШКОВСКИЙ, пенсионер:

— Прекрасная машинка, настоящая рабочая лошадка. После «Запорожца» казалась верхом совершенства! Раритетной она станет, наверное, лет через сто. Последнее время довольно часто стал замечать, как другие водители, особенно те, кому за 50, смотрят восхищенно в мою сторону. Хоть и есть новый «Форд», но пересаживаться не буду, пусть дочь ездит, а мне больше по душе моя старушка!

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?