"Есть восемь секунд, чтобы выйти на сцену." Прокатились с Людой, которая бросила фортепиано и ушла в автоинструкторы

Спустя девять лет преподавания игры на фортепиано, семь лет бухгалтерии Людмила Холодинская нашла по-настоящему свою профессию, заняв сиденье рядом с водительским. Тем самым став одной из первых женщин-инструкторов в минской автошколе. Корреспондент sb.by прокатилась с ней по Минску.


С Людмилой мы договорились встретиться в 9 утра на автодроме. Высматриваю глазами Volkswagen Polo серебристого цвета, хотя как мне сказали, скорее цвета шампань. На площадке такую машину не нахожу.

Спустя несколько минут перед воротами заглох нужный мне автомобиль. За рулем молодая девушка, а в рядом сидящей женщине, которая активно жестикулирует курсантке, я угадываю Людмилу. Спустя несколько минут становится понятно, что машина дальше ехать не собирается. Недокурив сигареты, на помощь бросились несколько мужчин-инструкторов. Совместными усилиями Volkswagen закатили на автодром. Курсантка, не ожидая от машины такого фокуса, с испуганными глазами уходит.

— Она уже прошла полкурса обучения, должна быть к такому готова, — говорит Людмила о своей ученице.  Машина в последнее время часто глохнет. Электроника не в порядке.

К машине подходит следующая ученица Людмилы, Оля.

— Оленька, располагайся, готовься, сейчас поедем, — командует инструктор, пока под капотом пыхтит мастер.

Оля уверенно садится за руль. Она уже прошла движение по прямой в городе, искусственные неровности, поворот направо, и сегодня ее ждет поворот налево.

Передняя дверь открывается и в машину садится Людмила.

 Поехали!


«Есть восемь секунд, чтобы выйти на сцену»

Оля заводит машину, и мы медленно выкатываемся с автодрома.

— На регулируемом перекрестке повернем налево, — Людмила моделирует ситуацию, словно рядом сидит сотрудник ГАИ. Третья. Пошла, пошла. Увидела, посмотрела, включила сигнал, перестроилась. Куда ты на тормоз? Поехала. Оля, левый сигнал поворота.

Пока едем по прямой, Людмила объясняет ошибки при левом повороте и рассказывает, как пройти его правильно.

— Оля, вот эта дуга-поворот — чужая территория, опасная территория, потому что там встречное движение. Поэтому нужно максимально быстро пройти этот поворот. Нельзя ехать расслабившись, здесь надо ускорение. У тебя есть восемь секунд, чтобы выйти на сцену.

«Посигналь нам еще, мы еще раз заглохнем»

— Я всегда подталкиваю своих курсантов к динамике: «Давай, пошла, пошла, разгон, разгон», приучаю их двигаться со скоростью потока машин. Потому что если они будут медленнее ехать, то создадут помеху на дороге. Бывает, глохнут. Но, к счастью, на дорогах к курсантам относятся уважительно, объезжают и едут дальше. Есть и маленький процент тех, кто не держит дистанцию, висит на хвосте, сигналит. Курсант очень нервничает. В такой ситуации я всегда поддерживаю своих ребят. Обычно в салоне говорю: «Ну давай, посигналь нам еще раз, мы еще раз заглохнем», — смеется Людмила.

Откатав полтора часа по городу, мы возвращаемся на автодром. С Олей Людмила прощается до следующего занятия, а со мной остается в машине, чтобы поговорить.


«Сразу отмечаю для себя возраст, чтобы понимать, насколько сложно будет работать»

 Мой инструктор раскрыл секрет, как набирают людей на вождение. В учебном отделе лежат карточки всей группы с фотографиями. Чаще всего решающим фактором становится именно фото.

— Я так никогда не выбираю, — отвечает мне Людмила. — Обычно, если я выпустила, к примеру, троих курсантов, прихожу в учебный отдел и говорю: «Дайте мне еще двоих или троих человек». Иногда спрашивают: «Мальчиков или девочек?» Гендерный признак не важен. Важен возраст. Если курсанту 20 лет, он схватит быстрее, 40 лет — тяжелее воспринимается информация. Чем старше, тем сложнее, тем больше занятий нужно. Поэтому, когда приходит новый курсант, меня всегда интересует возраст, потому что я сразу для себя отмечаю, насколько сложно мне будет работать.

При наборе новых ребят инструктор проводит с ними встречу, где главный вопрос — свободно время.

— Узнаю у каждого курсанта, кто как работает, учится. Алина учится с двух, значит, она может ходить утром. Катя в декретном отпуске и ребенок в саду, она может в любое время. Кто-то ходит ко мне только после пяти вечера, потому что работает. Из общей картины я составляю расписание. Некоторым попадает время в час пик. Их можно сравнить с теми, кого учат плавать. Бросили в воду — выплывешь, значит, выплывешь. Но у ребят нет выбора, «выплывают» с нашей помощью.

Сегодня у Людмилы по расписанию шесть человек начиная с восьми утра. Всего по времени выходит десять рабочих часов.

Я сама себе выбираю время обеда, сама планирую график. Раньше я работала в субботу, сейчас начала себя жалеть, слишком много отдаю сил с понедельника по пятницу.


«Нельзя прийти в автошколу, если ни разу не трогал рукой руль»

Перед вождением самый частый вопрос: «А ты раньше сидел за рулем?» И протяжное «ооо», если услышал положительный ответ. Чаще звучит все же «нет».

— Это то же самое, что ты пришел в первый класс, не зная букв. Нужно, чтобы родители начали заниматься, показывать и учить. Также и здесь. Никто не говорит, что нужно ездить по дорогам общего пользования. Нет, конечно. Но просто посидеть на месте водителя, подержаться за руль, покрутить его. Ощутить власть над машиной. Вот с этим прийти в автошколу — это одно. А прийти совсем без знаний — совсем другое. И всего за 24 занятия научиться и сдать экзамен — сложно.

«Здесь мало хорошо водить автомобиль самому, важно уметь объяснить»

 Я сама очень хорошо вожу. Но здесь этого мало. И мне очень помогает мой девятилетний опыт учителя в музыкальной школе. Важно уметь объяснить любыми способами: нарисовать, спеть, голосом показать, как сделать ускорение, сесть за руль самой. Надо объяснить, куда курсант должен поехать, что должен увидеть.

У курсантов Людмилы один из самых высоких процентов сдачи экзаменов в ГАИ. Шестьдесят процентов получают права с первого раза. Но бывают и иные случаи.

— Однажды у меня был порыв отказаться от курсанта. Хотя я всегда «довожу» своих ребят до финишной прямой. Но здесь тяжелый случай. Китаец не говорил на русском вообще. Английский он тоже не знал, — разводит руками Людмила.  Я обучила его по программе: показывала на своем примере, жестами помогала. В общем, уровень вождения у него получился неплохой. Но Кай, так его звали, не сдал теорию в автошколе. А без нее я не могу выпустить на внутренний экзамен в ГАИ. Вот уже несколько недель не появляется вообще, пропал.


«Мужчины чаще рискуют, женщина взвешенно принимает решение при маневре»

Благодаря детской любви к автомобилям Людмила получила права в 19. За рулем уже 25 лет. Когда-то мысли, что водителем должен быть мужчина были, признается она, но с получением прав пропали.

— Я езжу динамично: быстро, не агрессивно, — говорит Людмила. — Были и аварии, но не по моей вине. Вообще, чаще в ДТП попадают мужчины — из-за любви к риску. Женщины же более взвешенно принимают решения при маневре.

«Водители на дороге спрашивают: «А что, бывают инструкторы-женщины?»

— Когда мы с курсантом останавливаемся, водители-мужчины часто задают этот вопрос. Я говорю: «Да, бывают». Нас, конечно, мало, но мы есть.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter