Есть вопрос

Когда нужно отвечать за прогноз?

Когда нужно отвечать за прогноз?


В Италии начался судебный процесс, на котором шестерым геофизикам предъявлено обвинение в неверном прогнозе, выпущенном перед землетрясением 2009 года в Аквиле. Все они работали в правительственной комиссии и должны были изучить уже произошедшие подземные толчки в сейсмоопасном регионе, чтобы сделать вывод, возможно ли их повторение в ближайшем будущем. Прогноз не был тревожным, и, узнав о нем, многие люди в ночь на 6 апреля остались в своих домах. В результате подземных толчков магнитудой 6,3 в ту ночь под завалами погибли 309 человек. Выжили те, кто был на улице.


Если членов комиссии признают виновными в преступной халатности — «предоставили приблизительное, обобщенное и бесполезное заключение о рисках сейсмической активности, а также неполную, неточную и противоречивую информацию», — их ждет до 15 лет тюремного заключения. Однако защита обвиняемых утверждает, что дать точный прогноз практически невозможно даже в сейсмически активной зоне. К тому же о невозможности предсказать мощное землетрясение говорилось и в самом отчете комиссии. Вот и спрашивается:


Александр Остапеня, заведующий научно–исследовательской лабораторией гидроэкологии БГУ:


— Не думаю, что в данной ситуации стоит судить этих людей. Ведь система прогнозирования сегодня хоть и находится на высоком уровне, она все же несовершенна. Вероятность ошибки есть всегда. Страдал ли я сам от неправильных прогнозов? Конечно. Моя работа связана со стихией воды, поэтому знание направления ветра имеет большое значение. Иногда оно совершенно противоположно тому, что было в прогнозе погоды. И тогда приходится ждать. А это — упущенное время.


Ирина Абас, директор копыльской гимназии № 1:


— Человек должен нести ответственность за те прогнозы, неправильность которых может стоить кому–то жизни.


Дмитрий Лапкес, фехтовальщик:


— Когда это приносит вред. Я, наверное, как большинство спортсменов достаточно суеверный в этом плане — к прогнозам отношусь осторожно. И настороженно.


Надежда Головнева, певица:


— По жизни, как мне кажется, лучше вообще не делать прогнозов. Не зря же говорят: мы предполагаем, а Бог располагает.


Алексей Хлестов, певец:


— Большинство неприятностей, связанных с прогнозами, обычно исходит от гидрометеоцентра. Вот недавно поехали на рыбалку — синоптики солнце обещали, тепло, легкий ветерок. Поначалу так все и было. Но только приступили к ловле — небо заволокло тучами, заморосил холодный дождь и нам пришлось смотать удочки. Настроение, конечно, испортилось. Но не подавать же в суд на «прогнозистов»!


Владимир Кравцов, первый заместитель председателя Могилевского облисполкома:


— Отвечать надо всегда, в первую очередь — перед собой. Если что–то пообещал и оно не сбылось, то это твоя вина. А дальше надо смотреть, каков был уровень прогноза. Если он коснулся отдельного человека (понадеялся кто–то на твои расчеты, а они не оправдались), иногда достаточно извиниться. В случае же, когда пострадало общество, отвечать надо уже перед государством.


Виктор Шнип, поэт, главный редактор издательства «Мастацкая лiтаратура»:


— Слава богу, предсказания о конце света еще ни разу не сбывались. А если и случится такое, но на час раньше или на миллион лет позже «прогноза»? Кто за неточный расчет отвечать будет?!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter