Какие соцсети предпочитают подростки в России и Беларуси

Есть «ВКонтакт»

На днях Министерство просвещения РФ выступило с инициативой — предложило школьникам и их родителям отказаться от мессенджера WhatsApp и вместо него перейти на «VK Мессенджер». Эта идея вызвала бурную реакцию в обществе, хотя ведомство уточнило, что речь идет всего-навсего о рекомендации. Данный факт тем не менее заставил задуматься о том, в каких социальных сетях сидят наши дети и насколько необходим со стороны государства контроль за этим процессом.

Эксперты отмечают, что интерес подростков сосредоточен в основном на развлекательном контенте соцсети.
ФОТО АЛЕКСАНДР КОРОЛЬКОВ

Далее следуют видеохостинг YouTube — 57,41 процента, платформа Instagram (запрещена в Российской Федерации) — 54,63, сервис коротких видео TikTok — 47,22. Абсолютным лидером является Telegram (93 процента).

«ВКонтакте» всегда был популярен у молодых, его мощности старается использовать российская средняя школа. Например, новый сервис для школ — учебный профиль «Сферум» — работает на базе VK-мессенджера. Растет и популярность Telegram — в нем переписываются школьники с учителями и друг с другом, здесь размещаются информационные странички.
Каждый пятый родитель знает пароль от аккаунтов своего ребенка и время от времени заходит с проверкой

Часть юных пользователей, стремясь уйти от некоторого официоза VK, делает выбор в пользу «телеги» и чего-то нового. «Пользователи переходят из WhatsApp и Viber в VK и Telegram, то есть происходит миграция взрослой аудитории в эти соцсети, — говорит Диана Королева, заведующая Лабораторией инноваций в образовании Института образования ВШЭ. — У подростков был свой мир на сайте «ВКонтакте», теперь, когда сюда перешли родители, им тут становится некомфортно. Была такая «территория за гаражами», где можно было покурить вдали от глаз взрослых. А сейчас ее облагородили и поставили фонарь. Подростки начинают искать что-то другое, без взрослого контроля».

Такие предположения верны. Подростки успешно превращают в соцсети сервисы, которые созданы для другого. Например, приложение Discord. Его аудитория насчитывает около 300 млн человек, а разработан он был для групповых аудио- и видеозвонков геймеров во время онлайн-игр, но все больше ребят остаются там для общения с друзьями, совместного просмотра фильмов...

Диана Королева отмечает, что в этом возрасте особую роль играет самопрезентация — предъявление себя сверстникам, обществу. «Соцсети, особенно «ВКонтакте», хорошо этой задаче отвечали. Сейчас появляются сети почти без визуального контента типа Telegram, где акцент делается на текст. Интересно, как в этих условиях будет решаться задача подростковой самопрезентации? — задается вопросом эксперт. — Любопытно понаблюдать, что принесет переход подростков в Telegram. Как будет проявляться их идентичность? В нашей молодости, чтобы самоутвердиться, надо было осмелеть — стать панком, сделать себе ирокез. А нынешнему подростку и панком становиться не надо было. Сделал ирокез в фильтре, повесил фото на аватарку, ее все прокомментировали. Возможно, сейчас вернется офлайн-самопрезентация. И — кто знает? — может произойти выход из сети в реальную жизнь».

Как в Беларуси

Белорусские дети в восторге от Instagram (платформа запрещена в Российской Федерации) и TikTok. Именно эти соцсети лидируют в списке самых востребованных. Есть также довольно многочисленная группа поклонников сети «ВКонтакте». Интерес сосредоточен в основном на развлекательном контенте. Аккаунты, связанные с образованием, по последним исследованиям, привлекают лишь 20 процентов пользователей. Зато видео со смешными котиками или фото выступления любимой поп-группы набирают рекордное количество лайков.

Многие дети, публикуя видео или пост, мечтают стать блогерами с миллионной аудиторией. Феномен медийных личностей в том, что они легко воздействуют на неокрепшие умы. Их призывам доверяют. Увидеться с кумиром из TikTok — верх желаний. Недавно в одном из ТЦ белорусской столицы на фан-встречу к 12‑летнему блогеру из Москвы пришли тысячи детей. Большое скопление людей привело к давке в лифте и приезду милиции.

А если внимание ребенка привлечет преступник? Несколько лет назад родители били тревогу по поводу смертельно опасной игры «Синий кит». Подростки активно вступали в переписку с «кураторами», которые присылали им задания на день. Случались суициды. Создателей игры арестовали. Нет гарантий, что подобное не повторится.

Одна из структур, препятствующих распространению опасного контента в Беларуси, — Главное управление по противодействию киберпреступности МВД. Как отмечает заместитель начальника этого управления Александр Рингевич, проработка каждого случая чаще всего начинается с обращения родителей потерпевшего.

— Сегодня очень распространено мошенничество с фото. Преступники знакомятся в Сети с детьми под видом сверстников. Входят в доверие, затем выпрашивают интимные снимки. Впоследствии ими же и шантажируют, угрожая отправить друзьям и знакомым. Фото оставляют себе или продают в интернете, редко предлагают выкупить.

Порой мошенники втягивают несовершеннолетних в аферы с наркотическими закладками. Предлагают заработать легкие деньги, выполнив поручение. Поэтому родителям стоит обратить внимание, если у ребенка появились покупки, которые они не оплачивали. Возможно, он приобрел их на средства от «сделки».

В случае жалоб на опасные группы, видео подозрительного содержания, посты с призывами к уголовно наказуемым действиям их блокировкой занимаются администраторы соцсетей.

Чтобы вредоносный контент из них удалили, сотрудники МВД обращаются в Министерство информации, которое направляет ходатайство в адрес этих соцсетей. Информацию, как правило, убирают.

— И все же найти и заблокировать весь опасный контент в соцсетях невозможно, — считает Александр Рингевич. — Но можно научить ребенка бдительности. МВД проводит в школах беседы. Ребятам объясняют, где подстерегает опасность и как не попасться на удочку мошенников. Большая ответственность лежит и на родителях. Хорошо, если они подписаны на своих детей в соцсетях и ненавязчиво отслеживают, что с ними происходит. Совместными усилиями нам удается предотвратить преступление и быстро среагировать, если оно уже произошло.

Как в России

Для начала приведем топ мессенджеров, которыми пользуются россияне разных возрастов. В 2022 году он выглядит так: WhatsApp (75 процентов), YouTube (55), VK (62), Telegram (55), «Одноклассники» (52 процента).

В исследованиях, посвященных только подростковым интересам, лидеры идут в другом порядке, а любимые старшим поколением «Одноклассники» вовсе отсутствуют.

Так, Digital-агентство «Интериум» провело опрос среди молодых людей в возрасте от 14 лет, какие площадки в сети остались для них востребованными. На вопрос, где пользователи проводят время, большинство назвало соцсеть «ВКонтакте» — 69,44 процента опрошенных.

Екатерина Пряхина pryakhina@rg.ru

Ольга Невмержицкая nev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter