Есть у Жванецкого начало...

- А можно мне подкрутиться к Жванецкому с вопросом, одним-единственным? - С каким? - строго интересуется организатор концерта Евгений Ершов.
- А можно мне подкрутиться к Жванецкому с вопросом, одним-единственным?

- С каким? - строго интересуется организатор концерта Евгений Ершов. (Всем известно: Жванецкого на интервью уломать трудно, хотя возможно - к хорошеньким журналисткам гений относится более чем.)

- Мне интересно, за что Жванецкий не любит прислугу? Домработница Леонида Ярмольника Ирина жаловалась, что Жванецкий носом крутит и сопит и глядеть даже не хочет в сторону прислуги, когда ему чашечку кофе подают.

- Иди и спроси.

Когда спросить? Перед концертом? Подхожу к "гримерке", взмах пальцами для стука в дверь... "Не мешай, - останавливает меня незнакомый мужчина. - Перед концертом Михал Михалычу нельзя мешать. Он концентрируется, готовится". И ест яблоки "голден делишас": именно этот сорт яблок заказал Жванецкий организаторам концерта. Причуды сатирика... В Лондоне ли гастролирует, в Минске ли - везде этот "делишас" просит, вынь да положь ему их в гримерную перед концертом. Слава Богу, в минских супермаркетах яблок данного сорта - в избытке. Ну тише, пусть себе концентрируется. После зайду.

В зале же не то что "делишасу" - антоновке, штрифелю и даже авроре упасть негде. Давненько к/з "Минск" не переживал такого аншлага, чтобы приставные стулья к каждому ряду - и все заняты. Надо же, какой популярный артист Михаил Жванецкий.

"Вы такие же несчастные, как и мы, видимо, поэтому..." - с порога комментирует аншлаг Михалыч. Бурные аплодисменты. Контакт с залом установлен. В пиджаке и с потертым, засаленным портфелем с тетрадками. У Райкина Михал Михалыч подсмотрел начищенные ботинки, выглаженную сорочку, а портфель сам придумал наверняка. И эту самопрезентацию: после каждой прочитанной миниатюры бровь вскинуть и удивиться: "Оказывается, вы понимаете мой юмор!" Или: "Ох, вот каждый зал бы так, как вы. С вами же приятно работать!" Ни на минуточку не забывал Жванецкий о том, что нас надо подбадривать, под конец первого отделения и вовсе разошелся: "И почему вы - такие умные - в Минске? Почему не в Москве?"

Во дает! Как настойчиво вбивает публике в голову, что Жванецкого понимать надо. Что юмор Михал Михалыча - это вам не юмор Регины Дубовицкой. И какие молодцы, чувствуете всю остроту мысли: "Что наша жизнь? Свет в конце тоннеля есть, но тоннель, сука, все не кончается..." Или вот такая мысль Жванецкого: "В чем мне повезло? Что я читаю то, что мне нравится. Я не вхожу в образ. Если мы возьмем Петpосяна, Шифpина, Хазанова... Они все работают в каком-то образе. Они выходят из себя и во что-то входят. Я внутри себя остаюсь. Я только перебираю листки - выше-ниже, выше-ниже. Чуть ниже - вот, публика здесь. Я сразу встречаю ее. Ее еще нет - я еще ниже. Еще что-то прочел. Еще проще. Ага, эта публика здесь. Меня спасает только то, что так работал Владимир Семенович Высоцкий. Мы вот такие вот. Мы работаем на зал. Я не знаю другого способа выразить себя, кроме того, как работать на зал". Тщательно отделяет себя Жванецкий от коллег из передачи "Аншлаг". И если ты, к примеру, не смеешься, когда Михалыч читает свои "бородатые" скетчи, - значит, не понимаешь юмора, иди сперва на Шифрине потренируйся. До Жванецкого дорасти надо.

- Жванецкий, он у-умный, - подвывают в антракте мои случайные соседи за столиком в баре. Прошу их конкретизировать - в ответ одно только бормотание.

Во втором отделении приставные стулья оказались лишними: иных зрителей Жванецкий удовлетворил в первой части концерта. До антракта он успел пожаловаться минчанам, что "Брабус" ему так и не вернули. Как угнали год назад, так и не вернули автомобиль. "А в газетах пишут, что вернули. А ведь не вернули", - как-то "забуксовал" на теме украденного "Мерседеса" Жванецкий. Видно, дорог ему был автомобиль. Что и говорить, 90 тысяч долларов - для любого человека деньги. Еще украли несколько записных книжек, в которых были записи за последние три года, - они у Жванецкого все под номерами. Забрали книжки под номерами от 185-го до 191-го. Там были все его шутки, которые он записывал, темы, остроты, сюжеты. Вот это очень обидно.

Может быть, "пропавшие без вести" темы и сюжеты могли бы хоть сколько освежить выступления Жванецкого?.. Увы. После антракта сатирик вышел на сцену тихим, без своих фирменных помахиваний руками в духе "но пассаран". Подошел к столу, разглядел там стопку бумаг для автографов, повернулся, как говорится, к лесу передом и занялся раздачей дружественных росчерков "на память". Минут пять в зале стояло благоговейное ожидание - "маэстро занят". Один мужик не выдержал - вдруг свистнул громко. Ну, думаю, сейчас Жванецкий "интеллигентно" пошутит.

- Это свист одобрения, видимо, - отшутился гений.

Молодец, качественно работает. Профессионал. Зачитывает вопрос из зала: "А вы бы не хотели подежурить на нашем ТВ?".

- Та хто ж меня подпустит? - отвечает наш одессит. Длительные аплодисменты. И дальше читает свои устаревшие миниатюрки, "выше-ниже" про капитализм, "путаную обстановку", легкое несварение желудка и... "Мало нам было чиновников, к ним добавились олигархи. Они мчатся мимо, полыхая синим огнем. А мы радостно шуруем по обочине в поисках денег, оброненных ими. Олигархи за неимением воображения пошли по старческим стопам Политбюро. Так же живут в бункерах, так же мчатся с извозчичьим криком: "Посторонись!" "Большая жизнь" летит, блин, мимо. Их отличает стремительная потеря юмора, курлыканье типа "порешаем вопрос, обналичим откат" и второе поколение жен. Среди олигархов самый бестактный вопрос: "Это ваша дочь?" В школу водят двоих: в десятый класс сына, в восьмой - жену. Ходят в охране, спят в охране, едят в охране. Хотите вы такой жизни, друзья? Да, хотим".

И под занавес Михалыч давал излюбленную свою тему... ммм... женщины. "Я не могу на женщин не обращать внимания, я их чувствую спиной, лицом, боком... Когда они проходят... женщины!" Зал встал и долго бисировал сатирику. Для него это было счастьем. Без дураков. Окрыленный, он тут же позвонил в Москву молодой жене Наталье и передал ей, с каким восторгом его принял Минск, как его любят в Беларуси...

После концерта и мне звонят "от Жванецкого". Поднимитесь на сцену, Виктория, и пройдите за кулисы. Я? Мне не надо. Передайте Михал Михалычу большое спасибо. За все. Он, право, настолько "документален". Еще одно интервью могло бы оказаться лишним.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter