Есть три кита

Внутре шоу–бизнеса

Да простят меня остальные артисты, но считаю, что белорусская эстрада с начала 70–х годов прошлого века и по наши дни стояла и стоит на ансамблях «Песняры», «Верасы» и «Сябры». Были и есть другие яркие исполнители, как, к примеру, Виктор Вуячич или Алексей Хлестов, однако спроси у меломана любого возраста любого постсоветского государства о том, с какими названиями и именами у него ассоциируется популярная музыка Беларуси, ответ будет приблизительно таков: «Есть три кита и больше ни черта». О «чертях» можно аргументированно спорить, но киты возражения ни у кого не вызывают. Даже при том, что коллективы эти сейчас находятся не в той форме, которую натренировали когда–то, и уважают их, скорее, за заслуги минувшие, нежели за нынешние успехи. К тому же внутренние пертурбации с ними произошли кардинального свойства.


«Песняры»


Самым крупным живым существом в мире считается синий кит. Долго казалось, что ансамбль, ведомый Владимиром Мулявиным, перманентно пребывает в безоблачном периоде своего творчества, исполняя хиты один за другим: зрители выстраивались в километровые очереди за лишним билетиком на концерты группы. По моим ощущениям, взлет коллектива был стремительным. Официально образовавшись в 1969 году как «Лявоны», с 1970–го именуясь «Песнярами», всего за три сезона команда закрепилась на передовом плацдарме советской поп–музыки, поделив второе место на Международном конкурсе артистов эстрады, победив на Всесоюзном конкурсе политической песни, выступив в Польше на фестивале «Сопот» и издав дебютную виниловую пластинку–гигант. Ее составили композиции «Ты мне вясною прыснiлася», «Касiў Ясь канюшыну», «А ў полi вярба», «Ой, рана на Iвана», «Рушнiкi», «Скрыпяць мае лапцi», «Iдзём–пайдзём вдоль вулiцы», «Александрына», «Белая Русь ты мая». Все, больше уже можно было ничего не выпускать. И группа на 10 лет стала законодателем музыкальной моды (включая андерграунд) в Союзе. Развитие ВИА шло одновременно и вертикально, и горизонтально. Он воспарял в небо с новыми формами (фолк–рок–опера), и копал вглубь (обработки этники), и расширял границы поп–песни (за счет рока, фолка и прочего фьюжна). Но наступили перестройка и гласность, а в культуре — тотальный русский рок. «Песняров» тоже накрыло. Удачных произведений, массово принятых публикой, за следующие лет десять было исполнено с пяток. Объяснение кризису дали в 1998–м, когда родились «Белорусские Песняры». Но если у славян что–то дробится, то дробится на максимально мелкие части. Владимир Георгиевич грустно наблюдал за этими процессами, пытаясь при сохранении традиций успевать и за музыкальными веяниями, но, увы, 40–летний юбилей группы мы встретили без Мулявина.


«Сябры»


В 2009–м отмечалось 35–летие коллектива. Классифицирую его семейством полосатиковых. Следуя логике, мои рефлексии по поводу ансамбля должны были идти финальными, но вставил их в середину, позже поймете почему.


Название бэнд получил в 1973 году, но историю отсчитывает с участия в Первом республиканском конкурсе артистов эстрады, проходившем в Минске в 1974–м. Склонен поддержать Валентина Бадьярова, рулившего «Сябрами» с 1976–го по 1981–й, что до его появления в группе о ней мало кто знал. Но зато выстрелил ансамбль так, что заговорили о нем все сразу. Я помню телепередачу «Шире круг», где впервые прозвучала песня «Девушка из Полесья». «Алеся, Алеся, Алеся! — так птицы кричат...» — пел красивым звонким голосом красавец мужчина. То был Анатолий Ярмоленко, придумавший имя команде. Я с удовольствием слушаю шлягеры «Шумiце, бярозы», «Переживем», «Глухариная заря», «Мамин крестик», «Полька белорусская», «Завалинка». Но если о «Песнярах», ни словом не соврав, можно говорить как о развивающемся коллективе–новаторе (на определенном этапе), то «друзья» мне всегда напоминали упрощенный вариант детища Владимира Мулявина — начиная от фальцетов и заканчивая эстрадной песней, простенько аранжированной. И лишь в последней программе команда посягает на большие музыкальные формы и допускает рок–звучание.


«Верасы»


От «Верасов» же 70–х почти ничего не осталось. Ядвига Поплавская и Александр Тиханович 25 лет выступают дуэтом, сольно работает Надежда Микулич, как и другие бывшие вокалистки — Анжелика Агурбаш и Ирина Дорофеева. А за громкой вывеской скрывается продюсерский проект мэтра Раинчика, которому я на днях позвонил, чтобы уточнить, какие торжественные мероприятия планируются в стране в связи с 40–летием ВИА. И был огорошен, услышав, что общественность торопится с грандиозным праздником. Василий Петрович помнит точный день рождения «Верасов» — 13 апреля 1974 года, когда ансамбль дал концерт в Минске у Дворца профсоюзов. Поэтому очередную круглую дату собирается отмечать в 2014–м. У Поплавской правда своя. В 1971–м как «привет» «Песнярам» был создан коллектив из пяти поюще–играющих человек (четыре девушки и парень–барабанщик), получивший название «Верасы» и аккомпанировавший певцу Эдуарду Мицулю. В 1973–м в группе появился Тиханович, годом позже — Раинчик. Ансамбль набрал ход, обзавелся крепким репертуаром («Цветные сны», «Белый парус», «Малиновка», «Музыка для всех», «Я у бабушки живу», «Завiруха», «Любви прощальный бал»...), в команду то приходили известные инструменталисты (Серж Ведмедь, Геннадий Стариков, Владимир Угольник...), то уходили. Так спустя какое–то время «Верасы» проснулись без Тихановича и Поплавской, а в 1996–м после череды смен солисток группа прекратила существование. В 2007–м Василий Раинчик «возрождает» «Верасы», отдав старые нетленки и новые композиции на растерзание таланту двух молодых девушек и двоих юношей. Может, голоса у них и лучше голосов Ядвиги с Александром, но семейной паре, искреннему пению тандема я верю безоговорочно. Квартет же, как мне кажется, скорее, играет в чувства. И к 40–летнему юбилею он точно не имеет никакого отношения. «Верасы», пожалуй, из всех «водоплавающих» были наименее подвержены зуду экспериментаторства, исполняя эстраду практически без примесей. Поэтому назову участников коллектива гладкими китами. На них, а также на синих и полосатиковых стояла, стоит и еще долго будет стоять белорусская поп–индустрия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter