В поисках утраченного: В Президентской библиотеке экспонируется выставка из филокартической коллекции В.Лиходедова

Есть только миг

Проект «В поисках утраченного» родился в 2004 году на страницах «СБ». И сразу же главному автору, историку и коллекционеру Владимиру Лиходедову, пришлось отвечать на вопрос: насколько хватит его филокартической коллекции, используемой в материалах, может, всего–то на десяток публикаций? Как минимум на десять лет, уверенно сказал он тогда. С тех пор прошло почти 15 лет. А запасники собрания Владимира Алексеевича не истощаются. Да и как они могут истощиться, если содержат более 50.000 (!) филокартических раритетов! Около 35.000 — посвящены Беларуси. Это крупнейшая в мире коллекция почтовых открыток и фотографий конца XIX — начала XX века, отражающих историю и культуру нашей страны. Возможности ее далеко не исчерпаны, и лишь небольшая часть собрания введена в научно–исторический и культурно–познавательный оборот. Происходит это теперь не только с помощью нашей газетной рубрики, но и на страницах книг, через выставочные экспозиции, которых уже более полусотни. Сейчас очередная такая выставка работает в Президентской библиотеке: называется она «Малая радзiма. Мясцiны, любыя сэрцу» и включает более 450 фотографий и почтовых карточек.

Владимир Лиходедов проводит экскурсию.
ФОТО ВИТАЛИЯ ПИВОВАРЧИКА.

Вообще, заявленная тема выставки — «малая родина» — весьма индивидуальна и эмоциональна. Как же подбирались экспонаты? Владимир Лиходедов:

— Конечно, у нас представлены оригиналы открыток. Но поскольку размер их небольшой, некоторые изображения мы репродуцировали в увеличенном масштабе, чтобы легче просматривались яркие красноречивые детали. География подбиралась максимально широкая: все области Беларуси. Знаете, в моем представлении малая родина — не только город, поселок или деревня, где ты непосредственно родился. Это и много других мест, взрастивших человека, «любых сэрцу». Они навсегда остаются дорогими, с ними ты неразрывно связан, даже находясь где–то далеко. Потому что там твои корни — жизненные и творческие.

Смолевичи. Рынок. 1918 г.

Коллекционирование старых почтовых открыток — дело увлекательное и серьезное. Порой таит совершенно неожиданные исследовательские и творческие повороты. Так, благодаря одной фотокарточке из коллекции Лиходедова и его личному энтузиазму под Вилейкой воссоздан памятник погибшим участникам войны 1812 года:

— Теперь я точно знаю, что старинная фотография может стать настоящим откровением. И, безусловно, она формирует интерес к национальной истории, содействует патриотическому воспитанию — причем не только молодежи, — делится опытом Владимир Алексеевич. — Скромная почтовая карточка открывает нам многие знания. И не только своей лицевой стороной, но и оборотной — той, на которой непосредственно писалось небольшое письмецо, послание. Там скрывается огромный пласт информации, о которой можно сказать: непосредственно из первых рук. «Из первых» — в самом прямом смысле. Однако пока, к сожалению, она остается малоизученной. Кстати, людей сто лет назад волновали практически те же проблемы, что волнуют и нас сегодня, только с некоторой поправкой на особенности времени. А так... Кто–то жалуется на проблемы с родителями, кто–то на плохие дороги, а кто–то делится нежданно свалившимся счастьем. Жизнь есть жизнь. Что тогда, что сейчас.

Пуховичи. Рынок. Начало ХХ в.

Поле для исследователей эпистолярного филокартического наследия огромно, согласен с Владимиром Лиходедовым его коллега по цеху, заместитель председателя Белорусского нумизматического общества Илья Шталенков. Выступая на открытии выставки в Президентской библиотеке, Илья Николаевич, с одной стороны, образно сравнил старинную фотографическую почтовую карточку с машиной времени. И был прав. А с другой — признался, что лично его такая открытка наиболее привлекает ощущением остановленного мгновения — мгновения реальной жизни, мгновения времени. И в том тоже прав. Как в популярной песне поется: «...есть только миг между прошлым и будущим. За него и держись». Теперь для нас важно те драгоценные мгновения не утратить, сохранить — чтобы не останавливалась уже наша машина времени.

Кривошин. Свято-Покровская церковь и рыночная площадь. 1916 г.

Илья Шталенков высказал надежду, что коллекция Владимира Лиходедова найдет свое достойное и постоянное место в музейных или библиотечных фондах, чтобы всегда быть доступной для изучения исследователями истории, краеведами и просто любителями отечественной старины. Ведь речь идет о нашем, белорусском достоянии, и оно должно находиться в нашей стране. Нельзя допустить, чтобы такая сверхуникальная коллекция оказалась в каком–либо зарубежном архиве, а интерес к ней уже проявляют во многих странах.

Березино. Имение графа Потоцкого. Начало ХХ в.

Директор Национального исторического музея Беларуси Павел Сапотько расценивает коллекционирование как феномен культуры, уникальное явление, что вносит огромный вклад в изучение и популяризацию исторического наследия. Сейчас частные коллекционеры располагают огромным количеством редчайших артефактов прошлого, потенциал которых необходимо использовать в полной мере в контексте государственно–частного партнерства. Кстати, сам Павел Михайлович имеет несколько книг Владимира Лиходедова в домашней библиотеке и с интересом следит за рубрикой «В поисках утраченного» в «СБ».

Бобруйск. Гостиница «Березина». 1918 г.

Богатейшую информацию заключают в себе и почтовые штемпели, добавляет коллекционер и меценат Петр Кравченко, в свое время министр иностранных дел Беларуси и посол в Японии. И приводит пример, как почтовая открытка помогла уточнить дату ухода немцев из Минска в 1918 году. До того считалось: приблизительно конец ноября, возможно, начало декабря. Но обнаружился документальный исторический первоисточник — почтовая фотокарточка с изображением Соборной площади в Минске и немецкого офицера. На ее штемпеле значилось: «28.12.1918».

Сморгонь. Ул. Гарбарная. Начало ХХ в.

По словам Петра Кузьмича, лет 30 назад на антикварных рынках Европы, и Восточной Европы в частности, стали происходить настоящие тектонические сдвиги. И началась ожесточенная борьба, в том числе и за белорусское наследие. За исторические документы. За старинные книги. За произведения искусства. Фотографии и открытки. Мы сумели выиграть лишь по одному направлению — филокартическому. В значительной степени благодаря усилиям и неимоверной энергии Владимира Лиходедова, собравшего в результате коллекцию международного уровня. В своей области он победил многих. Поэтому теперь в стране существует богатейшая коллекция фотографических открыток — материальное свидетельство эпохи, наш взгляд в прошлое Родины.

Речица. Ул. Успенская. Начало ХХ в.

Президентская библиотека предоставляет возможность познакомиться также и с книгами Владимира Лиходедова, которых уже около двух десятков. Они выходили на белорусском, русском, английском, немецком, французском, арабском и турецком языках. Яркий момент издательской биографии коллекционера — презентация его книги «Тадеуш Костюшко» в библиотеке конгресса США. Информация о том, что национальный герой США Костюшко родился на территории нынешней Беларуси, проиллюстрированная старинными открытками и фотографиями, стала для многих американцев тем самым откровением, о котором упоминал Владимир Алексеевич. Большой резонанс вызвало воссоздание им по технологии XVI века Библии Скорины. Высоко оценивая представленные для экспозиции экспонаты, директор Президентской библиотеки Сергей Квачан отметил огромное культурно–просветительское значение проекта «В поисках утраченного», цель которого призвать всех нас еще строже и внимательнее относиться к сохранению своего исторического наследия.

Свирь. 1916 г.

Выставка «Малая радзiма. Мясцiны, любыя сэрцу» развернута в Президентской библиотеке до 10 июня.

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter