Есть только миг – между прошлым и будущим...

ПРИ ВЪЕЗДЕ на территорию Мостовской райсельхозтехники стоят два экспоната-раритета времен становления машинно-тракторных станций — старенькие колесные трактор и автомобиль. Несмотря на свой солидный возраст, старички ухожены и, главное, в рабочем состоянии. Их не раз показывали на различных парадах, они выставлялись на многих выставках, в том числе и двух последних «Белагро», и вызвали у посетителей не меньший интерес, чем современные высокопроизводительные их собратья. Так, позапрошлым летом видел, как хозяева предлагали покататься на раритетных машинах зарубежным гостям и представителям Минсельхозпрода. Те не отказались. Много желающих было прикоснуться к старине.

О чем говорят раритетные образцы, побывавшие на многих выставках.

ПРИ ВЪЕЗДЕ на территорию Мостовской райсельхозтехники стоят два экспоната-раритета времен становления машинно-тракторных станций — старенькие колесные трактор и автомобиль. Несмотря на свой солидный возраст, старички ухожены и, главное, в рабочем состоянии. Их не раз показывали на различных парадах, они выставлялись на многих выставках, в том числе и двух последних «Белагро», и вызвали у посетителей не меньший интерес, чем современные высокопроизводительные их собратья. Так, позапрошлым летом видел, как хозяева предлагали покататься на раритетных машинах зарубежным гостям и представителям Минсельхозпрода. Те не отказались. Много желающих было прикоснуться к старине.

Этих старичков не раз можно было видеть и в художественных кинофильмах. За ними в свое время приезжали киношники даже из Одессы. Но в последнее время подобных предложений не поступало. Впрочем, оно и понятно, теперь кинематографисты отдают предпочтение другим фильмам.

С таких машин начинало свою работу и это предприятие. В его музее на одном из стендов перечисляется вся техника и оборудование, что имелись в первые месяцы работы МТС: шесть тракторов «ХТЗ», три трактора «Универсал», одна грузовая автомашина ГАЗ-АА, три молотилки МКА, три тракторные сеялки, столько же культиваторов и 10 тракторных плугов. Рядом со стендом — макет-аналог трактора, что находится при въезде в сельхозтехнику. Кстати, на административном здании, по соседству с теми самыми экспонатами под открытым небом, установлены мемориальные доски. Одна из них рассказывает о наградах предприятия, другая посвящена памяти бывшего руководителя, заслуженного работника сельского хозяйства БССР, заслуженного инженера сельского хозяйства республики, лауреата Государственной премии Беларуси Василия Володоса, так много сделавшего для процветания районной «Сельхозтехники», укрепления ее материально-технической базы и социально-бытовых условий ее работников.

Осматривая экспонаты у въезда в райсельхозтехнику, знакомясь с историей предприятия, быта крестьян, цехами и подразделениями нынешней райсельхозтехники, в первую очередь осознаешь масштабы перемен. Сегодня здесь занимаются уже не только обслуживанием сельхозпредприятий, но и выпускают различные виды оборудования, производят телефонные аппараты, окна, кубики из минеральной ваты для теплиц, изготавливают жгуты для автотракторной техники и сельхозмашин.

— У нас имеются ремонтная мастерская, станция технического обслуживания тракторов и автомобилей, линейно-строительный монтажный участок, СТО оборудования животноводческих ферм, участок телефонов и жгутов, технический центр Минского автомобильного завода и некоторые другие — всего 10 производственных подразделений, — знакомит со своим хозяйством руководитель предприятия Николай Лисай, который возглавляет его с 2003 года. — Заниматься различными видами работ заставляет сама жизнь. Главное теперь — постоянно иметь заказы, обеспечить людей работой, идти в ногу со временем.

Одно из крупнейших подразделений предприятия — цех по производству жгутов. Здесь трудятся около 160 человек из 380 работающих. С апреля 2010 года объем производства восстановился и составляет в месяц 1,1—1,2 миллиарда рублей.

Обмотчики рулонов, прицепы, каркасы для тракторов «Кировец», которые применяются при трамбовке зеленой массы во время заготовки кормов, тоже стали, можно сказать, визитной карточной райсельхозтехники. Когда Минский тракторный завод освоил производство тракторов МТЗ-1221, то оказалось, что для них нет подходящего прицепа. Всем известный ПТС-9 нуждался в доработке. Как рассказывал Николай Константинович, серийный был не сельскохозяйственным вариантом. На нем можно было перевозить гравий, щебень, грунт, другие тяжеловесные грузы. Что же касается грубых кормов, на долю которых приходится около 40—70 процентов всех транспортных перевозок, то для них он оставался не лучшим.

После усовершенствования потребители машину оценили по достоинству. Но когда началась реализация программы по обеспеченности сельхозпредприятий  новой техникой, когда пошли, в частности, «МАЗы», спрос на такие прицепы уменьшился.

В последнее время в сельхозпредприятиях все чаще начинают заготавливать корма в рулонах с использованием полиэтиленовой пленки. Такая технология получает все большее распространение. Дело в том, что заложенный в своеобразный целлофан корм может храниться очень долго, не теряя своих питательных качеств. Выпущено уже около 120 таких обмотчиков.

Николай Лисай долго и подробно рассказывал о своем предприятии, его людях, проблемах, которые приходится решать коллективу и руководству, планах на перспективу. Выслушав его, я задал вопрос, которого он явно не ждал и ответ на который, как он заметил, оказался самым сложным:

— Что вас волнует сегодня больше всего?

Полагал, что ответ будет стандартный, даже намекнул, может быть, его, как и коллег, донимают расчеты за оказанные услуги? Оказывается, нет.

— Хотелось бы стабильности, — а потом, несколько подумав, Лисай добавил: — Ведь все мы в какой-то степени взаимозависимы.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

НА СНИМКАХ: раритеты Мостовской райсельхозтехники; вязальщицы схемных жгутов Светлана ФЕДОРКОВА, Елена МИТЮКОВА и мастер цеха Татьяна ЛОМОВА (в центре).

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter