Источник: Знамя юности
Знамя юности

Такое в TikTok не покажут. Минские школьники побывали с экскурсией на Минском автомобильном заводе

Есть такая работа

Как часто выпускники выбирают специальность, руководствуясь ошибочными представлениями о том, чем им предстоит заниматься в будущем, или ведутся на стереотипы о том, что рабочие профессии – это немодно и непрестижно. И все потому, что плохо осведомлены о рынке труда и востребованных профессиях. Устранить этот пробел помогают промышленный туризм и профориентационные занятия. Такие, например, как проводит комитет по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома: во время акции «День с предприятием» школьники посещают крупнейшие промышленные предприятия и знакомятся с условиями труда на них. На одну из таких экскурсий отправились и корреспонденты «Знаменки».


Со старшеклассниками средней школы № 78 Минска встречаемся у проходной Минского автомобильного заво­да. Школьники чрезвычайно взволнованы предстоящим событием: шутка ли – когда еще представится шанс увидеть, как на конвейере собирают автомобиль! Парней больше интересует техническая сторона вопроса, девчонок – условия труда: мол, правда ли, что в заводских цехах теперь чисто и аккуратно, а работники носят опрятную робу и хорошо зарабатывают. 

Знакомство начинается с визита в музей истории трудовой славы МАЗ и краткого экскурса в историю зарождения машиностроения в нашей стране. Вместо скучной лекции с перечислением дат и событий – увле­кательный рассказ о том, как про­исходило становление предприятия. Например, школьники узнали, что оно основано еще в годы Великой Оте­чественной войны: в августе 1944-г­о вышло постановление об орга­низации в Минске автосбороч­ного завода. Место его строительства было выбрано не случайно, рассказывает экскурсовод Оксана Мачахина:

– Дело в том, что в довоенные годы на этой территории находился военный городок, где размещались мастерские для ремонта и обслуживания военной техники. В Великую Отечественную их использовали в своих целях оккупанты: ремонтировали большегрузные автомобили и танки. В «наследство» от них осталось оборудование (поступавшее, кстати, с Mersedes-Benz), оно и послужило базой для основания завода.

Первый грузовой автомобиль, сошедший с конвейера, был собран по образцу, переданному из Ярославля. Глядя на самосвалы, которые предприятие производит сейчас, с трудом веришь в то, что их предшественники родом из 1947-го имели деревянный кузов, могли ехать со скоростью не более 60 километров в час, а максимальный груз, который они могли поднять, составлял 5–6 тонн. Миниатюрная копия того самого первого грузового автомобиля производства МАЗ представлена в музейной экспозиции (ребята, конечно, не упустили возможность сделать фото с этим и другими экспонатами, хранящимися в музее).

Парней заинтересовал модельный ряд авто

Сейчас завод – это настоящий город в городе, где есть свои улицы и светофоры, регулирующие безопасность движения, открыты собственные магазины, химчистка, пекарня, есть поликлиника, продолжил рассказ заместитель директора по социальным вопросам и идеологической работе Алексей Ламекин:

– Предусмотрена система поддержки молодых рабочих и специалистов. Иногородним работникам предоставляются места в общежитиях. Летом дети сотрудников могут отдыхать и оздоравливаться в лагере «Зубренок» (не путать с тем, что на Нарочи).

Сейчас коллектив завода включает представителей около 400 рабочих профессий и инженерно-технических специальностей, добавил начальник отдела подготовки кадров Владимир Свириденко:

– Создана система обучения работников: если у кандидата на вакантное место нет рабочей профессии, за 2–3 месяца он выучится всему, что ему нужно знать и уметь.

Из музея школьники направляются на самую долгожданную часть экскурсии – знакомство со сборочным конвейером грузовых автомобилей. Линия начинается с пустой рамы, на которую постепенно навешиваются различные комплектующие. Большинство деталей приходит уже готовыми к установке и подключению. На конвейере авто заправляют топливом в количестве, необходимом для проверки систем. Первый запуск двигателя тоже происходит в цеху. За один день с конвейера сходит 38 автомобилей, уточняет заместитель главного инженера Александр Ступин:

– Конвейер способен производить технику с тактом выпуска один автомобиль в пять минут. Соответственно, за один рабочий день он может выпускать 90 машин. Однако мы работаем лишь под заключенные контракты.

Впечатленные увиденным (такого не покажут в TikTok), ребята покидают территорию МАЗа. Напоследок интересуемся, что запомнилось им больше всего. Ученик 9-го класса Иван Шумский признается:

– Мне нравится все, что имеет отношение к сборке и ремонту авто. Как-то раз даже довелось подрабатывать на каникулах на автосервисе: менял масло, фильтры, тормозные диски. Мечтаю в будущем выучиться на автослесаря. А вот на заводе было особенно интересно увидеть шести- и восьмицилиндровые двигатели.

Это фото точно соберет много лайков

В отличие от парней девчата к машинным двигателям относятся более спокойно. Однако и они с удовольствием узнали, как устроен производственный процесс. Развитию кругозора это точно не помешает, уверена девятиклассница Виктория Хващевская:

– Несмотря на то что технические специальности меня не очень привлекают (планирую поступать на учителя начальных классов в Минский город­ской педагогический колледж), экскурсия понравилась – было очень познавательно. Думаю, школьникам, которые еще не определились, куда и на кого пойти учиться, такие проф­ориентационные занятия только на пользу, поскольку позволяют изнутри увидеть кухню профессии. 

derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter