В академии музыки поставили оперу Моцарта "Так поступают все"

Есть такая опера

Когда 60 лет назад архитектор Роман Гегарт проектировал главный корпус академии музыки, он и помыслить не мог, что 266–местный консерваторский зал, в котором нет даже оркестровой ямы, будет использоваться для оперы.


Но в 1960 году возобновила работу оперная студия, и оперные постановки стали обязательной частью учебного процесса. Хочешь специализироваться по оперному пению? Сдавай госэкзамен по оперной подготовке, то есть участвуй в экзаменационном спектакле. Наиболее активные и продвинутые студенты поют крупные партии начиная с 3 — 4–го курса. Именно они потом и становятся оперными певцами.

Есть спектакль — должна быть и публика, хотя ее помещается совсем немного. Чтобы разместить оркестр, половину кресел в партере убирают, изрядную часть балкона занимает хор. Остается максимум 150 мест. Во времена моего студенчества они пустовали, а ныне из огромной толпы желающих попадают в зал немногие счастливцы. Остальные лишь завистливо вздыхают.

Особенный ажиотаж вызвала постановка одной из самых модных моцартовских опер «Так поступают все». Большой театр Беларуси никогда за нее не брался, ведь, кроме головокружительных фиоритур и сложнейших ансамблей, в ней есть масса актерских задач, которые не каждому артисту по плечу. А тут студенты! Зеленая молодежь, неискушенная во всех тонкостях профессии.

Справедливости ради надо заметить, что в первом из двух представлений партию Феррандо исполнял знаменитый и опытный Юрий Городецкий, который регулярно поет ее в Большом театре России.

Но во втором представлении играли и пели исключительно студенты, а народу в зале было ничуть не меньше. Что это, интерес к моцартовскому шедевру или желание заглянуть в будущее белорусской оперы? 30 лет назад костяк труппы Большого театра Беларуси составляли приезжие, а сейчас — выпускники Белорусской академии музыки. Мало–помалу мы научились гордиться своими певцами и радоваться каждой звездочке, появившейся на белорусском оперном горизонте.

На сей раз такой звездочкой оказалась исполнительница партии Фьордилиджи — лауреат республиканского конкурса третьекурсница Ольга Малиновская (класс народной артистки Нины Шарубиной). Скромный зал академии музыки слишком мал для того, чтобы оценить реальный объем голоса. Но по моим ощущениям, голос у Ольги Малиновской по–настоящему большой и красивый, а к тому же есть артистизм и душа, без которой на сцене делать нечего.

Уверенно выступила четверокурсница Ольга Гучек в партии Дорабеллы.

Порадовали выпускники — артистичный, умный, великолепно владеющий голосом Алексей Киселев в роли циничного дона Альфонсо, неизменно корректный Андрей Логвинов в роли Гульельмо и яркий, импульсивный Дмитрий Шабетя в роли Феррандо.

И конечно же, озорная, остроумная постановка старшего преподавателя Анны Моторной, которая только выиграла от того, что действие перенесено в наши дни. Весь антураж — два офисных стола, два стула и телефон. И нет ни малейшей натяжки в том, что волей режиссера неаполитанские дамы Фьордилиджи и Дорабелла превращаются в тружениц турфирмы «Куда хочу — туда лечу», их поклонники Гульельмо и Феррандо — в хозяйских сынков, философ дон Альфонсо — в предприимчивого босса, албанские принцы — в арабских инвесторов, а служанка Деспина — в беспринципного офис–менеджера. Без романтического флера еще сильнее душевная боль, едва прикрытая внешне веселым сюжетом, и еще пронзительнее моцартовские музыкальные красоты (браво дирижеру–постановщику Олегу Лесуну).

Вот только жаль, что эту красоту увидели и услышали максимум 200 человек. И пока остается лишь мечтать о просторном учебном театре, который широко раскроет свои двери навстречу публике. Я верю, что это обязательно случится.

juliaandr@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter