Есть одна у летчика мечта...

В ПРОШЛОМ году штурмовая авиационная база в Лиде претерпела серьезные изменения. Ее и передислоцированную из Росси 116-ю гвардейскую бомбардировочно-разведывательную базу объединили в одну воинскую часть. Новое воинское формирование получило название 116-й гвардейской Радомской Краснознаменной штурмовой авиабазы. На вооружении авиаторов — уникальный штурмовик Су-25. О служебных буднях рассказывают летчики — командир авиабазы гвардии полковник Александр КАРЕВ и гвардии подполковник Леонид КАШИРИН.

Уровень подготовки наших воздушных асов зарождался в афганских ущельях.

В ПРОШЛОМ году штурмовая авиационная база в Лиде претерпела серьезные изменения. Ее и передислоцированную из Росси 116-ю гвардейскую бомбардировочно-разведывательную базу объединили в одну воинскую часть. Новое воинское формирование получило название 116-й гвардейской Радомской Краснознаменной штурмовой авиабазы. На вооружении авиаторов — уникальный штурмовик Су-25. О служебных буднях рассказывают летчики — командир авиабазы гвардии полковник Александр КАРЕВ и гвардии подполковник Леонид КАШИРИН.

— В последнее время полеты у нас проводятся практически ежедневно. Такой интенсивности не было, наверное, с 1991 года, — рассказывает Александр Карев. — И дело здесь не в реорганизации базы. Просто в нынешнем году нашим летчикам, в том числе и молодому пополнению, предстоит участвовать в крупном оперативно-стратегическом учении на территории России, а также в воздушном параде 3 июля в Минске. Кстати, в процессе подготовки летного состава в качестве дополнительного средства обучения использован и тренажер Су-25.

— Учитывая сегодняшние реалии, мы стараемся подготовить наших летчиков как можно лучше. Все задания, которые им даются, максимально приближены к реальным боевым условиям: по сложности взлета, маневрам в воздухе, действиям по цели, применению оружия, — продолжает Александр Карев. — При хорошей подготовке во время полета летчик практически не смотрит на приборную панель, концентрируясь лишь на поиске цели и выполнении задания.

Гвардии подполковник Леонид Каширин с детства мечтал стать военным летчиком. Гордился старшим братом, который проходил срочную службу на аэродроме стратегических бомбардировщиков в Семипалатинске. Поэтому и решил поступать в Чкаловское летное училище. Служил в Белорусском военном округе, в 206-м отдельном штурмовом авиационном полку 26-й воздушной армии. В 1988—1989 годах участвовал в боевых действиях в Афганистане. Затем снова вернулся в Беларусь, пройдя путь от летчика до старшего штурмана авиационной базы.

— Мне довелось летать на нескольких типах самолетов. В том числе на учебно-тренировочном Л-29, скоростном истребителе МиГ-21, отличавшихся сложной системой управления. Но если летчик их осваивал, впоследствии мог переучиться практически на любой тип самолета. Поэтому, когда я пересел на штурмовик Су-25, никаких проблем с его изучением и освоением у меня не было, — признается Леонид Каширин. — На этой замечательной и неприхотливой машине я летаю уже около четверти века. По опыту афганской войны знаю, что сбить этот «летающий танк» практически невозможно...

Кстати, первоначально в Афганистан были переброшены истребители-бомбардировщики с изменяемой стреловидностью крыла Су-17. Однако первый опыт применения в горах выявил ряд недостатков: сверхзвуковые самолеты, созданные для боевых действий в Европе, не могли развернуться в ущельях и быстро становились добычей зенитных средств душманов. Требовалась новая, более совершенная техника. Секретная операция по испытанию новейших тогда штурмовиков Су-25 началась в Афганистане весной 1980 года и получила кодовое наименование «Ромб».

Прозвище «конек-горбунок» штурмовик получил еще на стадии испытаний за свои характерные изогнутые очертания от министра авиационной промышленности СССР Петра Дементьева. В Афганистане пехота назвала самолет, ощетинившийся десятками бомб и ракет, «расческой». Но укоренилось другое прозвище — «грач». Оно  произошло от радиопозывного летчиков, полученного в ходе операции «Ромб».

— Война — это всегда непредсказуемость. Поэтому приходится объяснять молодым летчикам, что при выполнении боевого задания такого построения, к которому они привыкли в мирное время, не будет. Придется импровизировать и по-настоящему рисковать, — продолжает Леонид Каширин.

Система подготовки летного состава в 116-й штурмовой авиабазе налажена на очень высоком уровне. Все отлично понимают: чем лучше подготовить летчика, тем больше от него в дальнейшем можно взять. Будущие асы «летают» на тренажерах и настоящих учебных реактивных самолетах Л-39, учат премудрости воздушного боя и ухода от систем ПВО, проводят боевую подготовку с пусками ракет и бомбометанием на полигоне. А в конце мая летчики авиабазы даже выполняли посадку на авиационном участке дороги. Министр обороны Беларуси Юрий Жадобин, наблюдавший за посадкой Су-25 на АУДе, дал высокую оценку уровню подготовки летчиков-штурмовиков.

Сергей ЧИЧИЛОВ, «БН»

Фото Натальи АЛДОХИНОЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter