Есть на Волге утес...

Гастроли с проекцией на будущее
Гастроли с проекцией на будущее

Блестящие гастроли Национального академического театра имени М.Горького в городах Поволжья по программе Центра поддержки русских театров под патронатом Президента России — прекрасное завершение театральной истории 2005 года. Потрясающий прием волжан, полные залы, внимание театральной общественности (на пресс–конференцию, посвященную открытию гастролей минского театра в Казани, прилетел председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин) — все говорит о том, что «прорыв» на Волге удался.

Видимо, число «три» стало для театра счастливым. Три города — Нижний Новгород, Казань, Самара. Три спектакля — «Случайный вальс», «Перед заходом солнца», «Анджело и другие». По мнению директора театра Эдуарда Герасимовича, кроме культурных целей, кроме творческой победы, которую театр, безусловно, одержал, эта поездка доказала, что люди театра могут участвовать в процессе интеграции Беларуси и России достаточно продуктивно. Творческие итоги гастролей мы подвели с художественным руководителем театра Борисом ЛУЦЕНКО.

— Борис Иванович, принято считать, что в глубинке выступать легче, чем в столицах. Это так, по–вашему?

— Я бы так не сказал. В Москве нас тоже хорошо принимали. Сейчас вообще, на мой взгляд, пришло время собирать камни. Свои выступления в Поволжье я начинал с одной фразы: произошел взрыв, мы все разлетелись в разные стороны, и каждый зарылся в своей яме. А теперь каждый осторожно выглядывает и хочет понять, что же происходит у соседей.

— А вы были в Поволжье раньше?

— Да, мы были во всех трех городах еще в советское время. И нас, кстати, помнят по тем гастролям до сих пор. Например, мой спектакль «Макбет». Как только приезжаю, сразу говорят: «Это тот самый Луценко, который поставил «Макбета»?» Это приятно. Потому к гастролям уже заранее был огромный зрительский интерес. Встречали нас везде как земляков.

Критика, которая посмотрела наши спектакли, нас хвалила. Особо отмечали нашу талантливую и озорную молодежь. Замечу, волжская публика очень театральна и образованна. У нее высокий и требовательный вкус. После спектаклей впервые на моей памяти зрители скандировали не «Браво!», а «Спасибо!». Некоторые россияне нам, кстати, завидуют. Говорят, ну, у вас же лучше, чем у нас. Им хочется приехать в Беларусь. Степень родства и уважительного отношения друг к другу удивительная. Это вселяет надежду.

Тем более что в России, как и у нас, идет неизбежный процесс духовного возрождения. Я видел, как обновляются на Поволжье церкви, как они празднично сверкают куполами... Поразила меня, конечно же, и матушка–Волга. Мы, кстати, во всех трех городах жили в гостинице «Волга». В Казани она была чистенькой и опрятной, в Нижнем — чуть похуже, но тоже хорошая, а в Самаре ее вот–вот собираются закрывать на ремонт.

— Борис Иванович, по вашим ощущениям, в каком направлении сегодня движется российский театр?

— Мне кажется, у нас начался период, когда правде уже надо смотреть в глаза. Зритель сейчас почему–то стал не воспринимать серьезные классические вещи, серьезную драматургию, которая направлена на воспитание духовности. Зритель сейчас в огромном количестве стал потреблять в общем–то развлекательный театр. Он хочет смеяться. Наши коллеги, не скрою, делают ставку на комедийные спектакли. Боюсь, что чаша сия не минует и нас. Хотя сейчас мне безумно приятно, когда при входе в театр у нас появляется табличка: «На сегодня все билеты проданы». Причем они появляются на серьезных спектаклях — «Перед заходом солнца», «Доходное место», «Ниночка»...

Я никоим образом не хочу критиковать коллег. Один поволжский режиссер сказал нам про свой спектакль: «На нем мы заработали миллион долларов и построили восемь квартир для актеров». И билеты на эту постановку стоят по 500 рублей. Когда у него спрашивают, почему так дорого, он отвечает: «Есть студенческая столовая, а есть дорогой ресторан. Считайте, что я вас туда пригласил». В России уже научились зарабатывать. Например, художественный руководитель самарского театра Вячеслав Гвоздков, кстати, ученик Товстоногова, — не только талантливый режиссер, но еще и хороший бизнесмен.

Я убедился, что в России есть прекрасный театр и прекрасные спектакли, но почему–то в Беларусь привозят только антрепризу. Поэтому мы хотели бы создать при Русском театре Белорусско–Российский дом, где могли бы показывать спектакли высокого класса, приглашать актеров, музыкантов, певцов, художников.

— Продолжится ли ваше сотрудничество с Центром поддержки русских театров?

— Конечно. Ведь, кроме гастролей, центр предоставил возможность нашему давнишнему коллеге и соратнику театра Аркадию Кацу поставить у нас спектакль «Доходное место» за счет средств этого фонда. Благодаря работе центра мы с коллегами ощущаем еще большую духовную близость.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter