Есть ли жизнь на пальце?

Корреспонденты   «Р»   обнаружили   на   своих   руках   колонию   стафилококков. А еще обследовали в Минске поручни автобусов, трубки таксофонов, клавиатуры в Интернет-клубах и также выяснили, живут ли на них опасные бактерии

Корреспонденты   «Р»   обнаружили   на   своих   руках   колонию   стафилококков

«Мойте руки перед едой!» Так ли важно соблюдать данный принцип? Мы решили это проверить: обследовали в Минске поручни автобусов, трубки таксофонов, клавиатуры в Интернет-клубах и выяснили, живут ли на них опасные бактерии.

Их   разыскивает санстанция…

Провести такой эксперимент сами мы, конечно, не могли. Поэтому обратились за помощью в Минский городской центр гигиены и эпидемиологии. И вот в поза-прошлый четверг вместе с фельдшером-лаборантом отдела санитарной микробиологии Леонидом Млечко отправились в рейд по улицам столицы.

Все выглядело очень серьезно. Леонид открывал свой медицинский кейс, брал прокаленным пинцетом стерильные марлевые шарики, тщательно тер их о разные поверхности (это называется брать смыв), а затем помещал в пробирки с физраствором. 

Первым делом проверяли то, за что беремся ежедневно: поручни в транспорте. Спустились и в метро, где взяли пробы с резины эскалаторов, и даже с жетонов. Дальше — ручки входных дверей в магазинах, аптеках, закусочных... 

Когда Леонид расчехлял свой кейс с пробирками и брался за дело, некоторые посетители кафе переставали жевать и удивленно следили за процедурой. 

— Что-то случилось? В городе инфекция? — то и дело спрашивали нас прохожие. 

— Ничего страшного, — успокаивали мы. — Рядовая проверка. 

Кое-где пришлось и покраснеть. Например, когда под косые взгляды туристов терли причинное место ангела на Острове слез. Это здесь обычно делают невесты в день свадьбы: по народной примете тогда у молодых первым  родится мальчик. 

Да и мало ли в Минске скульптур, отшлифованных руками горожан. Например, на Комаровском рынке это воробушки, один    на лошади, второй — на мешке семечек. Их мы тоже «погладили» марлевыми шариками. 

Заглянули также в компьютерный клуб, взяли пробу с одной из клавиатур. Марлевый шарик сразу запачкался… Конечно, не могли не проверить и общественные туалеты. Где-где, а здесь точно кишат микробы — решили мы. 

В нашем списке были еще телефонные трубки, кнопки банкоматов, почтовые ящики. И наконец, попросили Леонида взять смывы с наших рук. После насыщенного поездками дня ладони буквально чесались… 

Не   все   то   золото, что   золотистое 

Когда в кейсе оказалось 36 проб, мы решили: хватит. И вернулись в лабораторию МГЦГиЭ. Здесь за дело взялась врач-бактериолог Ирина Колтович. 

— Не думайте только, что все будет очень быстро, — сразу же предупредила она. — На приготовления и тесты уйдет 4 дня. А проверять ваши пробы мы будем на золотистый стафилококк и кишечную палочку. Это самые распространенные бактерии, которые могут вызывать инфекционные заболевания. 

Чтобы идентифицировать микроорганизмы, их, как оказалось, надо вырастить целые колонии. Для этого из каждой пробирки одну половину физраствора с микробами поместили в солевой бульон для роста золотистого стафилококка, а вторую в желчный — для кишечной палочки. 

Все это поместили в термостат и оставили на несколько дней. Бактерии там росли и размножались при оптимальной для них температуре 37 градусов. 

Затем бактерии высеяли на плотную среду — что-то вроде желатина. Если точнее, из желчного бульона их поместили на среду эндо, а из солевого — на желточно-солевой агар. За сутки бактерии настолько выросли, что стали видны невооруженным глазом, – светлые зернышки, рассыпанные рядами. 

И наконец, с колоний взяли мазки и рассмотрели все в микроскоп. Далее сделали биохимические тесты… Вуаля! Перед нами официальный бланк с результатами. 

Ангел   с   палочкой 

Увидев бумагу, мы были в шоке: из 36 проб 16 оказались «грязными»! В 8 из них выявился золотистый стафилококк, в 5 других — кишечная палочка, и еще в 2 оставшихся — синегнойная палочка. А самой «грязной» пробой, как ни удивительно, оказалась взятая с ручки двери бани №1 по улице Хмельницкого. Здесь «отметились» и кишечная палочка, и золотистый стафилококк. 

И вообще, ручки дверей стали самыми неблагополучными в списке проверенных нами объектов. Стафилококк «не постеснялся» проявиться даже на пробе, взятой с ручки двери 2-й городской клинической больницы по улице Богдановича. Он же обосновался, например, и на входе на Комаровский рынок. В общем, из 9 ручек дверей «чистой» (то есть с нормальной, сапрофитной микрофлорой) оказалась лишь одна — в аптеке на улице Хоружей. 

Не очень хорошая новость для молодоженов. На скульптуре ангела на Острове слез обнаружилась синегнойная палочка. А рядом, на ручке ЗАГСа Центрального района, стафилококк. Мало того, синегнойная палочка поселилась и на ручке ближайшего биотуалета. 

Зато почти все проверенные поручни в общественном транспорте — без опасных микробов. В метро, например, из 9 проб —  лишь одна со стафилококком. Хоть марлевые шарики с резины эскалаторов, например, были совсем черными. Поручни в трамваях — тоже «чистые». Только в автобусе маршрута № 57 оказалась кишечная палочка. 

Из 4 трубок таксофонов «грязная» — со стафилококком — одна. Удивительно, но клавиатура в компьютерном клубе, несмотря на грязевой налет, дала нормальный результат. «Чистыми» были также банкоматы и почтовые ящики. 

И еще ирония судьбы. Дернуло же нас проверить ручку дверей Дома прессы, где находятся редакции всех крупных республиканских газет! Там оказалась кишечная палочка. Но что окончательно расстроило: на наших собственных ладонях также обнаружился стафилококк! 

Не   надо   печалиться… 

— Эти результаты не должны никого пугать, — успокоила нас заведующая эпидемиологическим отделом МГЦГиЭ Елена Фисенко. — Стафилококк, кишечная и синегнойная палочки, конечно же, опасны для человека, но только в больших количествах, при ослабленном иммунитете или когда попадают в рану. А для здорового человека в нормальных условиях они безвредны, поэтому и относятся к классу условно-патогенных. Встречаются эти бактерии везде. Мало того, до 40 процентов людей носят стафилококки даже в носу или во рту. Совсем другое дело было бы, если бы в пробах, взятых вами, обнаружился, к примеру, менингококк… 

Тем не менее именно золотистый стафилококк ответственен за гнойнички и фурункулы на коже. Стоматиты на деснах и боли в горле — это тоже его «проделки». Но наибольшую опасность представляют токсины этого микроорганизма, которые выдерживают даже кипячение. Нередки случаи, когда употребление в пищу продуктов, богатых на такие токсины, приводит к пищевой токсикоинфекции. Здесь поможет только госпитализация. 

Наиболее активны кишечная палочка, стафилококк и синегнойная палочка в конце весны, летом и в начале осени. Тепло и повышенная влажность для них — самая благоприятная среда. 

— В общем, чтобы обезопасить себя от этих бактерий, просто надо почаще мыть руки, — заключила Елена Геральдовна. — Другим способом от этой опасности не избавишься. Конечно, представители различных служб должны следить за чистотой в местах общественного пользования. Но все равно после каждого посетителя ручку дверей в магазине, например, протирать не станешь… 

Мама   мыла   раму.   А   папа? 

И все же о результатах нашего эксперимента мы сообщили различным специалистам, ответственным за чистоту. И получили некоторые комментарии.  

— У нас в депо 15 мойщиков на 125 вагонов, — рассказал Валентин Краснопольский, главный инженер электродепо «Московская» Минского метрополитена. — Каждую ночь поручни в метро протираются мыльным раствором, а во время эпидемии гриппа мы добавляем в раствор таблетки с хлором. А вот мыть вагоны чаще, увы, не получается. На конечных станциях, пока состав стоит в тоннеле, на это попросту нет времени. 

В трамваях поручни тоже протираются дезраствором ежедневно — перед выходом вагона на линию. Так нам объяснили в техотделе столичного трамвайного депо. Но и здесь до конца смены за чистотой микрофлоры никто не следит — фактически бактерии размножаются сутки. В автобусных парках и троллейбусных депо ситуация такая же. 

В компьютерных клубах Минска нам говорили, что клавиатура, мышки и мониторы 1—2 раза в день протираются бактерицидными салфетками. Так положено по санитарным нормам. Но вот выполняются ли они всегда и везде — это вопрос. Как тогда объяснить въевшуюся в алфавит грязь? 

В том клубе, где мы делали пробы, оказалось, налет на клавишах никак специально не чистят. 

— Клавиатура у нас загрязняется где-то за два месяца, после чего мы ее выбрасываем и покупаем новую, — рассказала нам администратор заведения. — В прошлом месяце, например, избавились от 10 штук. 

— С 1982 года мы пользуемся инструкцией по уборке таксофонов, — сообщили в филиале «Минская городская телефонная сеть» РУП «Белтелеком». — Каждый день от грязи и пыли кабины и полукабины чистят уборщики. А вот трубки протираются гигиеническими салфетками только во время плановых осмотров. Каждую трубку, таким образом, мастер моет в среднем два раза в неделю. 

На снимках: Леонид МЛЕЧКО берет пробу с памятника бабушке, продающей семечки; Ирина КОЛТОВИЧ проверяет образцы в лаборатории; золотистый стафилококк под микроскопом. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter