Организации АПК задолжали работникам более 170 миллиардов рублей

Есть ли жизнь без зарплаты? Оказывается, есть…

Среднемесячная зарплата в АПК — 4,5 миллиона рублей, или почти 119 процентов к уровню 2013 года.
НА 1 ФЕВРАЛЯ 277 организаций имели просроченную задолженность по заработной плате на сумму более 170 миллиардов рублей. Среди должников — большинство сельхозпредприятия. Говоря о зарплате, без цифр не обойдешься. Именно они точнее всего отражают реальную картину. Так вот, по информации Белорусского профсоюза работников АПК, более всего — свыше 78 миллиардов рублей — задержек допустили 142 организации Минской области. Меньше других — 528,8 миллиона — задолженности на Брестчине. 



Среднемесячная зарплата в АПК — 4,5 миллиона рублей, или почти 119 процентов к уровню 2013 года. Казалось бы, неплохой процент. Но это самый низкий уровень зарплат среди отраслей экономики. Свыше имеют только 34 процента от общего количества сельхозпредприятий. И даже такие невысокие заработки выплачиваются с задержками. Своевременно, до 25-го числа, ее получают только в третьей части хозяйств. 

За общими цифрами — конкретные примеры. Своевременно не выплачена зарплата работникам ОАО «Любанский райагросервис»: просрочка более полутора месяцев. Нарушили сроки выплат в СПК «Орля», ОАО «АгроГЖС», «Щучинагропродукт», КДУСП «Первомайск-Агро», «Щучинская ППРФ», МПМК-166 и -167, КСУП «Экспериментальная база «Руткевичи» Щучинского района. А в ОАО «Друйский» Браславского района работникам не выплачена часть зарплаты еще за март прошлого года — 172,4 миллиона рублей. 

Как людям оплачивать счета и покупки, рассчитываться по кредитам, да и просто жить? 

Тревожит и то, что в АПК немало и других нарушений трудового законодательства, порой вопиющих. Работникам недоплачивают за вредные условия, работу в сверхурочное время, в праздники и выходные дни. В ОАО «Крынки» Лиозненского района тарифная ставка первого разряда была снижена по сравнению с размером ставки, установленной Правительством. Бухгалтер и экономист хозяйства не в курсе элементарных вещей? Куда пошли недоплаченные людям деньги? Это только один пример. На самом деле таких фактов немало.

Понять, почему возникли такие проблемы, можно, проанализировав динамику финансовых обязательств сельхозпредприятий. По данным Минсельхозпрода, за 11 месяцев прошлого года по сравнению с тем же периодом предыдущего количество убыточных сельхозорганизаций по конечному финансовому результату увеличилось с 33 до 71. Убыток от реализации получили 213 хозяйств (в 2013-м — 128). Более 60 процентов сельхозпредприятий имеют рентабельность продаж менее 5 процентов. С каждым годом растет их кредиторская задолженность, и конца этому пока не видно. Так, на 1 декабря она превысила 57 триллионов рублей, за 11 месяцев увеличившись на 8 триллионов. 

Конечно, у сельхозпроизводителя немало сложностей: начиная от диспаритета цен, ситуации со сбытом и заканчивая зависимостью от погоды, в конце концов. Им, безусловно, необходима поддержка в решении тех проблем, которые делают производство продуктов питания делом нерентабельным: неудержимо растущие цены на горючее, запчасти для сельхозтехники, минеральные удобрения и электроэнергию. На этом фоне мы видим невысокие закупочные цены на зерно, молоко и другую продукцию. Это все — потеря прибыли. 

«Конечно, причины найдутся, но обязанность нанимателей — своевременно выплатить работникам зарплату, а в случае неисполнения — нести за это установленную законодательством ответственность», — сказала министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина на заседании коллегии ведомства.

Руководителям будет не лишним еще раз напомнить, что с 23 февраля ответственность за несвоевременную выплату заработной платы будет усилена.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»

germanovich@sb.by

Мало что крохи, так и их не платят


ПРИЗНАТЬСЯ, недавно был немало удивлен, узнав, что мой хороший знакомый электрик одного из хозяйств Свислочского района, обслуживающий роботы на новой молочно-товарной ферме и станцию обезжелезивания в агрогородке, намерился податься работать в лесничество. Но еще больше удивился, когда узнал, что специалист высочайшей квалификации получает всего полтора миллиона рублей в месяц.

— Говорил об этом неоднократно руководству хозяйства, но толку никакого, только обещают, — жаловался собеседник. — А в лесничестве и выходные есть, и зарплата почти в три раза выше.

Кто его заменит, неизвестно. И вопрос здесь не только в том, что других таких «спецов» в округе просто нет, а и в том, что за такую зарплату даже вчерашний лицеист вряд ли согласится работать.

Впрочем, порой даже эта низкая зарплата выплачивается несвоевременно. По словам заместителя начальника управления контроля бюджетно-финансовой сферы и государственных органов Комитета государственного контроля Гродненской области Елены Гиль, на 1 февраля у 27 предприятий региона просроченная задолженность по выплате заработной платы. 22 из них — сельскохозяйственные организации. 7 — из Слонимского района.

Всего за прошлый год к административной ответственности за нарушение сроков выплаты зарплаты были привлечены руководители 117 организаций. Среди тех, кто понес наказание в январе 2015-го, — СПК «Рассвет-Мыто» Лидского, СПК «Луки-Агро» Кореличского, филиал «Князево» ОАО «Агрокомбинат «Скидельский» Зельвенского районов. 

— У каждого из наших сельхозпредприятий большая кредиторская задолженность из-за того, что приходилось брать финансовые средства на строительство новых животноводческих ферм, приобретение сельскохозяйственной техники. Некоторые уже чуть ли на год вперед авансом выбрали деньги за сданную продукцию у Щучинского маслосырзавода и Слонимского мясокомбината. Поэтому и возникли трудности, — прокомментировал ситуацию в АПК района начальник Слонимского райсельхозпрода Василий Семенов.

Кстати, за один и тот же труд в зависимости от финансового состояния предприятия, производительности труда, условий трудового соглашения в разных хозяйствах даже одного района платят по-разному. Это касается как руководителей и специалистов, так и простых работников.

К примеру, средняя заработная плата в СПК имени В. И. Кремко за прошедший год составила более 7,6 миллиона рублей. Почти такая же она и в СПК «Свислочь». В сельхозкооперативе имени Деньщикова — 6,8 миллиона. В хозяйствах с меньшей производительностью труда, естественно, ниже и зарплата.

Для руководителей сельхозорганизаций решением облисполкома рекомендован повышающий коэффициент 3,0. Контракт с ними заключает райисполком.

Геннадий ГИЛЬ, «СГ»

gennadijj-gil@rambler.ru

Мясокомбинат держит всех в заложниках


В СТОЛИЧНОЙ области в январе 2015 года по сравнению с декабрем 2014-го просроченная задолженность по зарплате выросла в 7,74 раза. Долги перед работниками есть у 142 предприятий. 

Еще в прошлом году в число таких должников входил филиал «Озерный» ЗАО «Первая продуктовая компания» Минского района. Люди жаловались во все инстанции, разбиралась даже прокуратура. Пришлось землю у инвестора отнять, рассказала заместитель начальника райсельхозпрода Светлана Шевцова:

— В ноябре ее передали госпредприятию ППЗ «Белорусский». Сегодня в нашем районе среди сельхозпредприятий нет задолженности по выдаче заработной платы, хотя закредитованность хозяйств большая. Двадцать миллиардов рублей должен за сданную продукцию Минский мясокомбинат. У переработчиков свои сложности, поэтому деньги они возвращают частями, аккурат к сроку выплат. Помогла проведенная согласно Указу Президента № 348 реструктуризация долгов по кредитам, выданным сельхозорганизациям. Сейчас им несколько проще, но в то же время дороже становятся запчасти, удобрения, а ведь скоро посевная кампания. 

Пристоличные хозяйства давно уделяют повышенное внимание оплате труда. Руководителей «держат в тонусе» кадровые риски, возможные при нарушении трудового законодательства, конкуренция с минскими предприятиями. У аграриев четко выраженная специализация, свои ниши по сбыту продукции.

Три дня назад задолженность по зарплате в Молодечненском районе составляла около 500 миллионов рублей. 

— Сейчас она погашена, но наступает время выплат за февраль, — сообщил председатель райкома профсоюза работников АПК Владимир Солоненко. — К нам поступают жалобы даже по детским пособиям. Звоним, просим руководителей в первую очередь выдавать деньги остро нуждающимся. Ситуация по зарплате ежедневно находится на контроле.

Елена КЛИМОВИЧ, «СГ»

klimovich@sb.by 

Два раза в месяц. И ни днем позже


КСУП «Брилево» Гомельского района, наверное, одно из немногих хозяйств области, где деньги выдаются два раза в месяц: 8-го — заработная плата, а 23-го — аванс.

— У нас день выдачи заработной платы не менялся со времени образования хозяйства, — говорит бессменный директор «Брилево» Аркадий Кобрусев. — Эти числа записаны в колдоговоре, и мы не имеем права их нарушать.

За прошлый год заработная плата по хозяйству составила почти 5 миллионов 400 тысяч рублей, в животноводстве она доходит до 8 миллионов.

— Все зависит от количества и конечно же качества полученной продукции, — поясняет Аркадий Тарасович. — Сколько заработал — столько и получил.

В настоящее время основной доход — от реализации молока, а также консервированных и замороженных овощей. Кстати, недавно «Брилево» поставило в торговую сеть первые две партии свежих огурцов — это тоже живые деньги.

Работать в КСУП «Брилево» считается сегодня престижным, и устроиться на работу в хозяйство не так-то просто. Даже жители Гомеля предпочитают работать здесь — зарплата выше, чем на многих промышленных предприятиях. Больше всего горожан в тепличном хозяйстве, но есть и те, кто работает в животноводстве. 

Между тем на «горячую» линию Комитета госконтроля Гомельской области поступило 33 звонка о нарушениях выплаты заработной платы. После проверки все факты, за исключением одного, подтвердились. В прошлом году за несвоевременную выплату зарплат 337 должностных лиц оштрафованы на более чем 300 миллионов рублей. Кроме того, штраф пришлось заплатить и 234 юридическим лицам.

Наталья ВАКУЛИЧ

nvakulich@tut.by

Денег нет, берите натурой


В ХОЗЯЙСТВАХ региона вопрос несвоевременной выплаты зарплаты практически снят, и все же единичные случаи задержек по-прежнему остаются. Несколько таких фактов выявили сотрудники областной прокуратуры, хотя по отчетам, поступившим из сельхозпредприятий, все было нормально. Прокурор Брестской области Иван Носкевич рассказал, что после вмешательства в конце прошлого года прокуратуры должников не осталось. 

В комитете по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома подтвердили этот факт. Правда, оговорились, что в ряде хозяйств часть заработка людям предоставляют в виде продукции, которую производят. В ОАО «Комаровка» Брестского района, к примеру, работникам птицефабрики и других производственных объектов выдают талоны на колбасные, куриные и другие изделия. Заработки здесь сейчас невысокие. Многие работники получают по 3—4 миллиона рублей. При этом четвертую или даже третью часть зарплаты выдают талонами на продукты. Купить их можно в нескольких торговых точках, принадлежащих сельхозпредприятию. 

С одной стороны, это, безусловно, хорошо. Своим работникам продукцию в «Комаровке» отпускают дешевле. Но многие люди говорят, что есть и другие расходы. А если в семье сразу несколько человек работают в хозяйстве, то натура и вовсе набегает в приличную сумму. Притом поговаривают, что в ближайшее время она должна еще больше возрасти. 

Такой подход практикуют и другие сельхозпредприятия Брестчины, особенно те, которые имеют свои торговые точки. Правда, процент натуральной продукции в расчетных листках работников значительно ниже. Когда он относительно невысок — на уровне 10 процентов заработка, люди с этим соглашаются: покупать свои товары очень удобно. Это можно сказать, к примеру, про ОАО «Беловежский» Каменецкого, ОАО «Винец» Березовского районов и другие сельхозпредприятия. Но баланс интересов нанимателей и работников на сегодняшний день соблюдается, к сожалению, не везде. 

Александр КУРЕЦ, «СГ»

kurec.a@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter