Сегодня многие предпочитают проводить время за чашкой утреннего кофе не со свежей газетой в руках, а с современным гаджетом. Популярное в советское время слово «передовица» уступило место твиттам, постам, лайкам. Социальные сети по оперативности порой превосходят многие информагентства, первыми выдавая в мир новости. Правда, помимо информационной функции, фейсбуки, инстаграмы, твиттеры являются еще и хорошей площадкой для обратной связи. Даже в Мингорисполкоме недавно признали: городской администрации пора выходить в социальные сети.

Осенью 2014 года одна из исследовательских компаний опубликовала любопытные цифры: 68% глав стран и правительств из 193 государств — членов ООН ведут аккаунты в социальных сетях.
Белорусских чиновников, к слову, соцсетями тоже не удивить. Особенно активные их пользователи — в министерствах. Например, в 2011 году твиттер-аккаунт завело Минобороны, которое сегодня представлено также в Инстаграме, Фейсбуке, ВКонтакте. МИД тоже можно найти в «квадратном» формате Инстаграма и в Твиттере, также имеется у дипломатов и свой канал на YouTube. Специалисты Министерства по налогам и сборам ведут микроблог в Твиттере и канал на YouTube, Государственного пограничного комитета — в Твиттере, страничку в Фейсбуке и видеоканал. Поэтому ничего удивительного в том, что столичные власти задумались вдруг обзавестись, как минимум, своим микроблогом, нет. В Мингорисполкоме признают: «горячие линии» уже не выдерживают накала обращений граждан, нужны дополнительные площадки для обратной связи. Соцсети — это наиболее удобный вариант.
Я опросила немало людей — знакомых, служащих, чиновников — и была удивлена: практически никто не высказался за то, что твиттер-аккаунт Мингорисполкома должен быть «личным». Например, селфи Андрея Шорца или сообщения приватного характера минчанам не интересны. А вот возможность оперативной обратной связи и ссылки на полезную информацию оказались куда предпочтительнее.
Александр Ластовский, начальник отдела информации и общественных связей ГУВД Мингорисполкома, который ведет твиттер-аккаунт главка с 2010 года (к слову, самый первый среди госорганов), делится советами бывалого:
— В аккаунтах, которые заводят госструктуры, мне кажется, не должно быть места неофициальным беседам и информации в стиле «Доброе утро, Минск! За бортом сегодня +10». Кроме того, не стоит пытаться превратить социальную сеть в аналог информагентства: не должно быть никакой погони за фактами. Почему? Потому что нередко получается, что в интернет попадает непроверенная, недостоверная информация, которую потом переписывают сайты и СМИ, придавая ей вес «официальной». А еще всегда нужно быть готовым к всплеску провокаций: некоторые интернет-пользователи, скрывающиеся за псевдонимами, обязательно попытаются вытянуть ведущего аккаунт на нелицеприятный диалог, «потроллить» его. Поэтому нужно сразу выбрать четкую линию поведения и придерживаться ее.
По мнению специалиста, твиттер-аккаунт Мингорисполкома должен «помогать людям находить быструю и достоверную информацию, ведь формат сообщения в 140 знаков как раз и предполагает небольшое предложение и ссылку».
Гендиректор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы», человек, занимающийся вопросами продвижения бренда столицы Анатолий Акантинов, напротив, выделяет несколько плоскостей, в которых находится социальная сеть. Первая — как раз таки подача через личность.
— Мне кажется, многим было бы интересно увидеть чиновника прежде всего как обычного человека, такие вещи положительно сказываются на имидже. В этом случае социальная сеть выступает таким каналом коммуникации, который создает высокую степень доверия между обывателем и госорганом, — поясняет Анатолий Акантинов.
Кроме того, ведение аккаунта на иностранных площадках или иностранном языке способствует продвижению страны в целом.
Так или иначе, какой бы формат ни выбрали в Мингорисполкоме, понятно одно: время диктует свои условия. «Горячих линий» и официального сайта все равно не хватает для того, чтобы держать руку на пульсе. Увидим ли мы в скором времени страничку городских властей в Фейсбуке, а может, будем следить за новостями в Инстаграме — большой роли не играет. Самое главное, что Минск и его власти уже давно ждут в социальных сетях.
Полина КОНОГА