С ростом самозанятости должны развиваться институты поддержки их деятельности

Есть ли у самозанятых право на риск?

ПРЕЖНИЕ инициативы в борьбе с уклонением теневых работников от уплаты налогов напоминали скорее метод кнута, нежели пряника. Действовали жесткие меры, естественно, избирательно — к каждому налогового инспектора не приставишь. Кто не спрятался, тот и виноват. Оказалось, вывести мелкий бизнес из тени возможно, следует только методы поменять. Что и сделал Указ № 337 «О регулировании деятельности физических лиц». Сегодня более 16 тысяч человек оказывают услуги, не требующие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом число таких граждан за последний год увеличилось на 5 тысяч.



В Минской области количество плательщиков по заявительному принципу выросло более чем наполовину. В первом полугодии стали на учет и уплатили единый налог по видам деятельности, не требующим регистрации в качестве ИП, до 3 тысяч человек. Это почти на 56 процентов больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В бюджет от них поступило 242,3 тысячи рублей — на 83 процента больше, чем годом ранее. При этом и количество индивидуальных предпринимателей не сократилось.

Без регистрации ИП работают в основном в качестве репетиторов (438 человек), оказывают парикмахерские услуги (390 человек). Кроме того, летом востребованы услуги по выращиванию сельхозпродукции, штукатурные и малярные работы.

Такая же тенденция по видам занятости и по всей стране. Вероятно, это связано с наименьшими затратами и риском при открытии деятельности. Репетиторы и парикмахеры, условно говоря, обули тапочки — и уже на работе. Да и спрос на их услуги будет всегда. Проще организовать самозанятость швее, сапожнику, домашней хозяйке по выпечке пирожков и булочек — всем можно заниматься дома. Сложнее с услугами по ремонту мебели, дизайнерскими, по настройке музыкальных инструментов, распиловке дров, погрузке грузов, кладке печей и каминов, с реализацией самостоятельно изготовленных кулинарных изделий, по отделочным работам. Ведь надо самому искать заказы, обладать отменным здоровьем. С другой стороны, для желающих работать на себя поле деятельности не так уж велико, как этого хотелось бы.

Недавно познакомилась с молодой женщиной-ремесленником из агрогородка в Пуховичском районе — шьет лоскутные изделия. Заказы подбрасывают сарафанное радио и реклама в соцсетях. Не сказать, что они постоянны. Но пока у нее маленькие дети, посильная и не очень прибыльная работа устраивает. На будущее швея подыскивает партнера по бизнесу и помещение, где можно разместить мастерскую. С этим как раз и проблемы. Пустующих зданий на селе вроде и много, но в каком ужасном они состоянии! На ремонт нужны немалые деньги. Где взять их начинающей бизнесвумен?

Проблема самозанятости актуальная для многих стран. В Европе в 80-е целые институты искали панацею от безработицы. И, к примеру, в Великобритании нашли для выбора специализации более 400 видов деятельности. Во всем мире человек, решивший отправиться в свободное плавание, должен разработать бизнес-план, подвергнуть его экспертизе со стороны профессионального консультанта и затем изыскивать средства для финансовой и технической поддержки своего проекта. В одиночку с этим справиться нелегко. Много подводных камней ждет на стартовом периоде: сложности с финансированием и отчетностью, решением юридических и административных вопросов и с множеством других проблем, свойственных для любого зарождающегося бизнеса. Для чего в каждой стране и создаются специализированные программы поддержки и развития самозанятости, ориентированные прежде всего на безработных, инвалидов и молодежь.

В нашей стране организации, серьезно работающие в этом направлении, пока можно пересчитать по пальцам. Служба занятости в каждом районе выдает «подъемные», но их использование строго под контролем. Ведь это бюджетные деньги! Не дай бог, предприниматели, получив субсидии, прекратили свою работу. По разным причинам. Может, кто-то захотел получить халявные деньги. Вероятнее же, они объективно не оценили свои возможности, взялись не за то дело. Могли и деньги потратить, ничего не создав в итоге. Должно ли быть у начинающих право на неудачу? Несомненно.

У стартапов, а к этой категории относятся и самозанятые, довольно высокий риск в бизнесе. Поэтому и нужны для них программы развития, ориентированные в первую очередь на безработных, которые в процессе создания своего дела могут быть уверенными в том, что они не потеряют причитающейся им финансовой поддержки в течение всего периода практического обучения индивидуальному предпринимательству.

klimovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter