Есть контакт

Международный молодежный театральный форум в Могилеве глазами критика. 

Международный молодежный театральный форум в Могилеве глазами критика. 

В названии Международного молодежного театрального форума, закончившегося в Могилеве, множество смыслов. Март – начало весны и новой жизни, а также День театра. Арт – искусство. Контакт необходим всем народам и поколениям. Все вместе звучит так: «M.art.контакт». 

Придумали и организовали театральный праздник Могилевский драмтеатр и областной исполнительный комитет. Заметьте, без помощи Министерства культуры и Союза театральных деятелей. Город дружно поддержал культурное событие, понимая, что современной творческой молодежи есть чем поделиться и что обсудить. 

Десять спектаклей из Москвы, Орла, Львова, Варшавы, Вильнюса, Санкт-Петербурга, Минска и, конечно же, Могилева. Каждый день пресс-конференции с участниками форума, обсуждение критиками увиденного, мастер-классы, работа мастерских молодой режиссуры. Ни одно мероприятие не сорвалось. Дирекция фестиваля работала слаженно, как часы. При этом руководство лично присутствовало всюду. Не роскошествовали, но и никто не был обижен. 

Все это было бы бесполезно, если бы правила бал скука, торжествовал провинциализм и велась подковерная борьба за награды. То, что иногда происходит в кулуарах под прикрытием благопристойных улыбок и радостных картинок,  в этот раз начисто отсутствовало. Строгий и бескомпромиссный председатель жюри народный артист Беларуси Александр Ткаченок потребовал работы справедливой и совестливой, без скидок и дипломатических соображений. Его команда, хоть и солидная по возрасту, оказалась молодой по духу. Это качество было подкреплено и сочетанием взаимного творчества молодого и зрелого поколений в показанных спектаклях. Будь по-другому, форум был бы интересен только избранной группе молодежи и разочаровал  бы профессионалов отсутствием мастерства. 

Надо отдать должное отборочной комиссии фестиваля. Ей удалось из огромного количества разнообразной продукции найти именно то, что сегодня интересно по теме, сочетает сильную, опытную режиссуру со свежим, молодым исполнением. Даже искушенные специалисты делали для себя открытия. Например, для меня стал событием спектакль московского Нового драматического театра под руководством В. Долгачева, в очередной раз порадовали кукольники-студенты, воспитанные Алексеем Лелявским. Все без исключения восхитились пьесой Д. Привалова «Люди древнейших профессий», которую играли молодые литовцы. Еще не остыли восторги от моноспектакля Алисы Фрейндлих в спектакле «Оскар и Розовая Дама», за который осенью в Минске на «Золотом Витязе» она получила Гран-при. Оказалось, что театр из Орла «Свободное пространство» предложил совсем другую версию этого произведения. Их актриса победила в номинации «Лучшая женская роль». Кстати, среди женщин-актрис бесспорным лидером для всех была могилевчанка Елена Кривонос. Но в итоге победил целый спектакль Могилевского областного драматического театра «Я твоя невеста». И наша Елена разделила победу со своими коллегами. Газета «Рэспублiка» уже подробно рассказывала об этой талантливой работе минской команды постановщиков и могилевских исполнителях. Мы не ошиблись. Спектакль получил заслуженный Гран-при. 

Когда речь идет о творчестве молодых, кому-то начинает казаться, что режиссеров, актеров и зрителей интересуют только агрессивные шокирующие произведения. Такую продукцию для разнообразия предложил театр из Варшавы. Зрителей закидали пивными банками и чипсами, грохотом и световым мельканием дискотеки. Подобное времяпровождение имеет место. Талантливые, хорошо тренированные актеры старались изо всех сил. Брутальную игру с бочками из-под бензина устроили гости из Львова. Здесь же было хождение по канатам, лазание по лестницам, езда на роликах. Почти цирковые номера. Однако оба эти спектакля оказались самыми традиционными в программе, глухими к внутреннему миру молодых. 

Форум с удивительной четкостью показал неослабевающий интерес к классическим культурным ценностям. Постоянно проявлялся он к тонкой психологической разработке характеров, к необходимости изучать систему Станиславского и работать над качественной драматургией. Если до этого кто-то колебался и сомневался в старомодности известных истин, то программа фестиваля их наверняка переубедила. 

Иллюстративно-пластические спектакли и оглушительный музыкальный фон, очевидно, начинают сдавать свои позиции в драматическом театре. Молодой человек не только хочет танцевать, слушать музыку, но и покопаться в своей душе, задуматься, для чего живет. Замечательный отзвук в зрительном зале находила нежная, тихая, трогательная любовь. Может быть, чуть сентиментальная, но уж точно не грубая и жестокая. И все это не впрямую, не в лоб отвечало на главный вопрос затеянного могилевчанами фестиваля: какой театр нужен современной молодежи? 

Думаю, что добрый, человечный, обнадеживающий. Конечно, он должен использовать современные театральные технологии и авангардные формы. Конечно, он должен завораживать, интриговать и обладать здоровым чувством юмора. Конечно, перевешивать радостью и весельем, а не загружать «чернухой» еще неокрепшие организмы. Такой театр у нас есть.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter