Есть к чему стремиться

Доля местных видов топлива в топливно-энергетическом балансе Беларуси к концу пятилетки должна вырасти до 28%. Об этом заявил Первый заместитель Премьер-министра Беларуси Владимир Семашко 16 февраля, выступая в Палате представителей Национального собрания Беларуси в ходе предварительного рассмотрения проекта Программы деятельности Правительства на 2011-2015 годы.

Доля местных видов топлива в топливно-энергетическом балансе Беларуси к концу пятилетки должна вырасти до 28%

Доля местных видов топлива в топливно-энергетическом балансе Беларуси к концу пятилетки должна вырасти до 28%. Об этом заявил Первый заместитель Премьер-министра Беларуси Владимир Семашко 16 февраля, выступая в Палате представителей Национального собрания Беларуси в ходе предварительного рассмотрения проекта Программы деятельности Правительства на 2011-2015 годы.

Владимир Семашко отметил, что среди главных задач в энергоотрасли страны в текущей пятилетке является максимальное использование местных видов топлива альтернативных энергоисточников. "Стоит задача снизить энергоемкость ВВП на 50%, - сказал он. - У нас с вами впечатляющие результаты: за короткий период времени мы нарастили ВВП в 2,5 раза, при этом практически не увеличили потребление энергоносителей".

В то же время, по мнению Владимира Семашко, Беларуси еще есть к чему стремиться. По энергоемкости ВВП страна превышает уровень других государств в полтора-два раза. "Поэтому нам есть над чем работать, чтобы снизить этот показатель", - резюмировал он.

Отвечая на вопрос депутата Анатолия Глаза, будет ли в ближайшее время возобновлена работа торфобрикетных предприятий, которые были закрыты в конце 90-х годов, Владимир Семашко высказал мнение, что в ближайшие пять лет для торфобрикетных предприятий Беларуси наступает золотая эра. "Задача пятилетки - почти в два раза увеличить добычу торфа, использовать 161 объект, из них 32 мини-ТЭЦ, остальные - котельные", - отметил он, добавив в этой связи, что Минэнерго будет выступать в роли "богатого покупателя, который платежеспособен, готов брать торф и вырабатывать на нем энергию".

Владимир Семашко напомнил, что еще 8 лет назад в стране было 42 торфобрикетных предприятия, из них 80% - убыточные. По итогам работы в прошлом году, по его словам, убыточных предприятий в этой отрасли нет. В развитие и модернизацию этих заводов за последнее время вложены значительные средства. Ежегодно на эти цели направляется около Br40-50 млрд. На торфобрикетных заводах полностью перевооружили старые тросовые экскаваторы, заменив их фронтальными погрузчиками, благодаря чему производительность труда возросла в 3 раза, изготовлены специальные тракторы взамен гусеничным, модернизированы брикетные тросы, освоено собственное производство прессов.

Отвечая на вопрос депутата Анатолия Павловича о перспективах освоения новых месторождений сланцев и бурых углей, Владимир Семашко сказал, что перед концерном "Белнефтехим" стоит задача освоить Житковичское и Петриковское месторождения и на их базе изготовить синтетическое жидкое топливо и другие продукты переработки, перед Минэнерго - освоить Лоевское месторождение высококалорийных бурых углей. По мнению Первого заместителя Премьер-министра, задача стоит непростая. Например, в Лоевском месторождении добывать угли надо шахтным способом, а такого опыта в Беларуси пока нет. Поэтому нужно провести работу по доразведке этих месторождений, определится с технологией.

Владимир Семашко отметил, что в текущей пятилетке Беларусь также будет стремиться к диверсификации видов и поставщиков энергоресурсов, максимальному использованию альтернативных энергоисточников и местных видов топлива. Одним из крупнейших проектов в альтернативной энергетике станет строительство каскадов гидроэлектростанций на Немане, Западной Двине и Днепре.

Будет продолжена и диверсификация поставщиков природного газа. Предстоит детально проработать экономическую целесообразность и реализовать проект по поставкам в Беларусь сжиженного газа, сказал Первый заместитель Премьер-министра.

Так же Владимир Семашко подчеркнул, что одной из главных задач в энергетике Беларуси в текущей пятилетке является полномасштабное развертывание строительства белорусской АЭС. "Мы несколько затянули этот проект по известным причинам, но задачи остаются прежними: первый блок пустить в эксплуатацию в 2016 году, второй - в 2018 году", - отметил Первый заместитель Премьер-министра.

По его словам, особое внимание в текущей пятилетке будет уделено модернизации и созданию генерирующих мощностей для энергоотрасли. В течение 2011-2015 годов запланирован ввод 3150 МВт новых генерирующих мощностей и вывод 2350 МВт устаревших. Это минимальная задача на пятилетку, добавил Владимир Семашко.


Первый заместитель Премьер-министра сообщил, что Россия готова выделить Беларуси кредит на строительство АЭС в $9 млрд.

Эти средства пойдут как на строительство самой станции, так и на создание необходимой для нее инфраструктуры, в частности города атомщиков на 30-35 тыс. жителей.

Владимир Семашко подчеркнул, что это будет именно государственный кредит. Сроки кредита должны составить не менее 25 лет с отсрочкой платежа. "Мы говорим о 25 годах с отсрочкой платежей до момента начала работы станции", - пояснил он.

По словам Первого заместителя Премьер-министра, глубина переработки нефти в Беларуси к концу текущей пятилетки должна вырасти до 92-93%, с достижением доли бензина в выпускаемых нефтепродуктах на уровне не менее 52%. Концерн "Белнефтехим" в 2011-2015 годах будет отвечать за создание более 46 новых производств и предприятий.

По словам Владимира Семашко, одними из главных задач концерна "Белнефтехим" на текущую пятилетку являются расширение географии экспорта продукции, увеличение объемов добываемой нефти в дальнем зарубежье, диверсификация энергоресурсов.

По словам Первого заместителя Премьер-министра, концерн "Белнефтехим" в январе сработал неудачно. "Концерн неудачно стартовал в первом месяце новой пятилетки: при задании 110% - факт 100%", - сказал Владимир Семашко. Он пояснил, что отставание от плановых объемов связано с тем, что в январе из России поставлено 617 тыс.т нефти вместо 1,5 млн.т, как было запланировано.

Владимир Семашко отметил, что одной из главных задач концерна в ближайшем будущем должна быть активизация внешнеэкономической деятельности, в том числе по разработке совместных месторождений за рубежом, в частности в Венесуэле и Иране.

Касаясь вопросов автомобильной промышленности Первый заместитель Премьер-министра сообщил, что в Беларусь поступило предложение от российской компании "Ростехнологии" о создании холдинга "Росбелавто" на базе активов МАЗа и КаМАЗа.

Сейчас его рассматривает белорусское Правительство.

По словам Владимира Семашко, "Ростехнологиям" принадлежит около 49% акций КаМАЗа, а также доли в Усть-Катавском и Ярославском моторном заводах "Они готовы эти пакеты передать управляющей компании", - сказал он.

Первый заместитель Премьер-министра отметил, что холдинг будет сформирован на паритетной основе. По его мнению, проект будет полезен как для российского, так и для белорусского автопрома, чтобы противостоять внешнему давлению. Помимо этого проект необходим для укрепления кооперации между МАЗом и КаМАЗом. "У каждого предприятия есть сильные и слабые стороны, - отметил Владимир Семашко. - Например, у КаМАЗа свой двигатель, осваивается коробка передач, с другой стороны - МАЗ осваивает новую кабину, мосты и оси. Зачем тратиться одному и второму на одинаковые комплектующие. Если производим генератор или стартер, то необходимо его производить под потребности и МАЗа, и КаМАЗа".

Владимир Семашко обратил внимание на то, что речь не идет о продаже акций МАЗа, а о передаче определенного пакета на паритетных условиях планируемой холдинговой структуре, которая будет вести единую техническую, бытовую и сервисную политику. В частности, вместе с холдингом будет создаваться единая сервисно-сбытовая сеть.

Так же Владимир Семашко сообщил, что Беларусь ведет переговоры с китайскими компаниями, в их числе Chery и Faw, о создании производства легковых автомобилей.

При этом Владимир Семашко добавил, что Беларусь планирует отказаться от сотрудничества с иранской компанией Iran Khodro по проекту, который предполагает выпуск легковых автомобилей "Саманд". Белорусская сторона не удовлетворена как качеством выпускаемой продукции - автомобили устаревших моделей и высокой стоимости, так и их реализацией - они не востребованы на рынке.

В то же время в условиях Таможенного союза Беларусь рассчитывала иметь возможность выпускать легковой автомобиль, который был бы конкурентоспособным и востребованным на таможенном пространстве и перемещался бы в нем свободно, без ограничений.

Кроме этого Владимир Семашко сообщил, что Китай выделит Беларуси кредит на строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы.

"Решение уже принято, кредитная линия открыта, контракт подписан, кредитное соглашение также оформлено", - проинформировал Владимир Семашко.

По его словам, новый завод будет построен в Светлогорске. Его мощность составит 400 тыс.куб.м в год, их которых 150 тыс.куб.м будет поставляться на внутренний рынок, остальное - на экспорт.

На строительство завода планируется направить $676 млн.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter