Сельская газета

Есть, где снимать. Есть, за что. Конкуренции нет

О национальном кинематографе

НА этой неделе профессиональный праздник отмечают все, кто связан с национальным фильмопроизводством: 17 декабря — День белорусского кино. Его история началась в 1924 году с создания студии «Советская Беларусь». Тарич, Корш-Саблин, Степанов, Туров… Эти и другие режиссеры взяли высокую планку. Такой зрительской славой, какую имели картины мэтров, современники похвастаться не могут. Увы, давненько на экраны не выходили шедевры отечественного кинематографа.

Причина непростой ситуации, в которой оказалась индустрия, одна. Тот, кто умеет снимать, сегодня должен еще уметь и продавать свой продукт. С Голливудом, законодателем мод в этом отношении, нашему «Беларусьфильму» — как основному игроку на рынке – конкурировать, понятно, сложно. Да и не получится. Но создавать достойные произведения должно быть вполне по силам. И определенный толчок к развитию может дать долгожданная реконструкция национальной киностудии, затянувшаяся почти на 10 лет. Прежде всего потому, что «Беларусьфильм» технически усовершенствовали. Отныне на студии не два, как было раньше, а целых пять съемочных павильонов. К обновленным объектам добавили еще два новых помещения для съемки (по 1000 квадратных метров каждое). Они готовы даже к самым смелым режиссерским задумкам. Киностудию оснастили новейшим оборудованием для монтажа, цветокоррекции и записи звука. Мощности  позволяют производить 15 полноценных игровых картин в год. Но главное все же — чтобы вместе с «начинкой» изменились и маркетинговые подходы в работе киностудии. Ведь интересный фильм — это результат удачного творческого поиска. Любопытная задумка, сценарий, режиссер…

К вопросу об идеях. Недавно наткнулась на любопытную информацию. Министерство культуры продлило сроки проведения конкурсов игрового и неигрового кино по социально-творческому заказу. Пока в ведомстве мы не получили ответа, почему так получилось. Возможно, в конкурсе слабая конкуренция? Но ведь на создание фильмов предусмотрено финансирование. Понятно, что государственные деньги должны быть потрачены с умом, поэтому налево и направо их не раздают. Вот так сегодня, уважаемые белорусские кинематографисты, «разыскивается» проект 90-минутного фильма на тему социальных проблем современного белорусского общества. Ориентировочная стоимость закупки — 800 тысяч рублей. Понятное дело, если этих денег не хватит на ваш проект целиком, никто не мешает найти спонсоров, чтобы завершить картину.

Да и с этим вопросом некоторые наши кинематографисты, в частности те, которые называют себя независимыми, сталкиваются не впервые. Они освоили популярный во всем мире прием — краудфандинг. Это так называемое народное финансирование, когда на создание фильма деньги ищут всем миром — просто бросают клич на специальных площадках в интернете. Так снималась игровая картина «Граф в апельсинах» Влады Сеньковой (она малобюджетная), которая в прошлом году привезла награду фестиваля из немецкого Котбуса. Автор показала себя не только как режиссер, но и продюсер, сумевший найти средства для съемок. Сейчас Влада готовится снимать третий фильм. Это драма о трех иммигрантах из России, Беларуси и Украины, которых судьба забросила в Будапешт. Часть денег на проект Влада Сенькова вновь собирает в сети. На все про все ей требуется примерно 200 тысяч долларов…

Знаю, скептики скажут мне в ответ: «Ну разве наш фильм, кто бы его ни снял, может быть интересен массовому зрителю?» Иной раз, приходя в кинотеатр, слышу, мол, если кинолента белорусского производства, ничего хорошего не жди – то военная тематика, то еще что-то не вполне отражающее процессы дня сегодняшнего. Но это ведь совершенно не так. Сейчас в прокате, в том числе и региональном, появился снятый на «Беларусьфильме» киноальманах «Мы». Это цикл работ молодых режиссеров. В нем абсолютно другие, современные темы — о семье, о поиске в жизни, о дружбе. Мне кажется, стоит поинтересоваться.

uskova@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...