Есть дом — будут дети. В политике стимулирования рождаемости будут расставлены новые акценты

В последние годы демографическая ситуация в Беларуси пошла на поправку, и в частности, статистика отмечает увеличение рождаемости. Ее уровень растет вот уже пять лет подряд. Причем этому есть свое объяснение. В результате беби-бума первой половины 1980-х сегодня мы имеем максимальную численность женщин в возрасте 20—29 лет. А 70 процентов новорожденных приходится на долю именно молодых  мам.
К сожалению, ситуация изменится уже после 2010 года. Структура женского населения страны будет не столь благо-приятной. Естественно, уменьшение количества представительниц слабого пола фертильного (способного производить потомство) возраста неизбежно приведет и к снижению рождаемости. Чтобы не допустить ухудшения ситуации, необходим ряд кардинальных мер. И не в последнюю очередь они должны быть направлены на экономическую поддержку семьи.

Между первым и вторым

Несомненно, ставка на  помощь многодетным семьям в определенный момент сыграла свою роль в стабилизации демографической ситуации. Однако, не скрывают в Министерстве труда и социальной защиты, таким образом удержать рождаемость на должном уровне нереально. “Сегодня имеет смысл вести речь о стимулировании родителей к появлению второго ребенка, — отмечает заместитель начальника главного управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Татьяна Шеметовец. — При этом важную роль здесь играет разница в возрасте между первенцем и следующим малышом. Она не должна быть большой”.

Когда “ушла” зарплата...

Сегодня в рамках программы демографической безопасности разрабатывается стратегия стимулирования рождаемости. Ключевых направлений несколько. В первую очередь изменения должны коснуться пособия по уходу за ребенком до трех лет. Уже в нынешнем году предусмотрено его повышение до 100 процентов бюджета прожиточного минимума (БПМ). Тем не менее это далеко не предел. Ведь компенсация потери заработка одного из родителей во многом играет определяющую роль. Не секрет, что образовавшаяся финансовая брешь в семейном бюджете оказывается весьма ощутимой. И зачастую является  сдерживающим фактором в планировании детей. Кстати, в мире используются различные варианты выхода из данной ситуации. “Так, в соседней России пособия по уходу за ребенком сегодня привязаны к зар-платам, — продолжает Татьяна Шеметовец. — Мамы могут рассчитывать на 40 процентов своей заработной платы, а в Швеции женщина получает “декретные” в размере 100 процентов своего заработка. Правда, отпуск по уходу за ребенком у них значительно меньше по времени, не три года, как у нас, а полтора”.

Налоги и жилье

Второе и не менее популярное во многих странах направление стимулирования рождаемости — налоговые льготы. Беларусь здесь не осталась в стороне.  Сегодня на каждого ребенка в многодетной семье и на ребенка-инвалида родителям предоставляется вычет в 140 тысяч рублей. Таким образом, получается по-настоящему существенное послабление. Вместе с тем, отмечает Татьяна Шеметовец, льготы по подоходному налогу у тех же двухдетных семей гораздо скромнее. И это еще один повод для размышления.
— На наш взгляд, в Беларуси в политике стимулирования рождаемости прежде всего акцент должен делаться  на решении жилищной проблемы молодых семей, — убеждена Татьяна Шеметовец. —  Согласитесь, имея свою квартиру или дом, молодые пары гораздо быстрее обзаводятся потомством. И здесь опять-таки следует подумать о механизмах поддержки именно двухдетной семьи. Да, сегодня кредиты для многодетных семей — действительно хорошая практика, она работает и по-настоящему себя оправдала. Вместе с тем сумма компенсации коммерческих банковских кредитов на строительство жилья для одно- и двухдетных семей не столь существенная — 20 и 40 БПМ соответственно. Возможно, стоит вести разговор об увеличении размера такой помощи. Другой вариант — определить условия государственной поддержки при погашении кредитов по аналогии с многодетными семьями. Далее необходимо обратить внимание на систему стройсбережений. А кроме того, подумать о расширении возрастных рамок молодой семьи. Сейчас к этой категории относятся все, кому не исполнился 31 год. Наверное, все-таки следует поднять эту планку.
Правда, подчеркнула Татьяна Шеметовец, прежде чем вводить какие-либо новшества, нужно провести тщательный экономический анализ — во что в итоге это обойдется государству. Ведь даже навскидку понятно, что речь здесь идет о значительных суммах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter