Если выпил, сразу в лоб...

Можно ли помочь тем, кто этого не хочет?
Можно ли помочь тем, кто этого не хочет?

...В одном из райцентров Минщины все знают Бориса Степановича. Этот пожилой человек всегда и со всеми здоровается. И просит хоть что–нибудь: денежку, сигарету, коробок спичек. Когда–то у старика была достойная жизнь — высшее образование, большая семья, приличная работа. Но так вышло, что стал он прикладываться к бутылке. Сначала — иногда, потом — все чаще. Жена не выдержала, забрала детей и уехала. Борис Степанович так и не знает, куда. А он стал пить уже каждый день. Работы, конечно, лишился. Его деревянный домик сгорел, причем вместе с документами. Так Борис Степанович стал лицом без определенного места жительства. Ночевал, где придется, выпрашивал копейку «на хлебушек», хотя все прекрасно знали, что просит на водку. Местные бабушки за прополку огорода или складирование дров кормили его, пускали зимой переночевать в банях и сараях. Но недавно Борис Степанович подался в Минск: сказал, в большом городе таким, как он, горемыкам лучше и сытнее.

История Бориса Степановича, в принципе, типична. Как правило, подавляющее большинство бродяг стали таковыми именно из–за пристрастия к спиртному. Есть, конечно, небольшая часть добропорядочных граждан, потерявших жилье из–за афер с квартирами или пожаров, но их меньшинство. Механизм, как правило, таков: человек пьет и вследствие этого теряет социальные связи, то есть лишается работы и близких. Порой любители горячительного продают жилье, а деньги пропивают. Вот и идут на улицы, добираются до больших городов, где легче достать еду и выпивку. Заместитель начальника управления профилактики Министерства внутренних дел Николай Мельченко считает, что проблема бомжей актуальна именно для больших городов.

Тех, кого задерживают на улицах Минска, при отсутствии документов отправляются в приемник–распределитель. Ну а если паспорт в порядке и закон бродяга не нарушил, единственное, что могут сделать милиционеры после проверки, — отвезти бедолагу в Дом ночного пребывания и то при его согласии. Или отпустить.

С наступлением холодов бомжи частенько перебираются в дачные массивы, взламывают дома и живут в них, пользуясь хозяйскими запасами. Как правило, совершают бродяги мелкие хищения, однако случаются и особо тяжкие преступления. Обычно, когда местные обитатели сами приглашают бомжей в компанию. К примеру, недавно в Витебской области после совместной пьянки гость без определенного места жительства что–то не поделил с хозяйкой квартиры. Последним аргументом бродяги стал удар ножом. Сами бездомные тоже нередко становятся жертвами. Недавно в одном из областных центров в подъезде нашли бездомного с явными признаками насильственной смерти. Оказалось, его убил, опять же после совместного распития, жилец этого же дома.

Николай Мельченко считает, что решение проблемы бомжей возможно только при совместной работе милиции и органов социальной защиты. Со стороны Министерства внутренних дел разработан проект указа «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества», который позволит не только законодательно оформить понятия, но и оказать еще больше помощи людям без определенного места жительства.

Что же делать, оказавшись на улице? Есть ли место, откуда не прогонят? В Минске это Дом ночного пребывания, работающий под руководством комитета по труду и социальной защите горисполкома, пока единственный в стране. Именно здесь реально помогают не только выжить, но и вернуться к нормальной жизни. Лариса Волощук, заместитель директора, рассказала мне, что многие приходят сюда не просто переночевать и принять душ, но и вернуть некое ощущение той, прошлой, жизни. Здесь также можно получить чистую одежду, а в городской столовой — горячую еду. Дом готов дать приют на срок от месяца до года.

Но чтобы заселиться в Дом ночного пребывания, нужно пройти медицинское обследование в районной поликлинике, санпропускник, кожно–венерологический диспансер и сделать флюорографию. Впрочем, даже если у человека нет паспорта, ему все равно не откажут в приюте, минчанам помогут восстановить документы. Пенсионерам и инвалидам помогают устроиться в дома–интернаты. Ну а тем немногим, кто хочет трудиться, совместно с центром занятости подыскивают работу согласно квалификации, если таковая имеется. «За пять лет мы устроили более 220 человек. Но наши клиенты — люди свободные, — говорит Лариса Владимировна. — Работать целый день они не привыкли. Многие продолжают бездельничать, предпочитая вольготную жизнь без каких–либо обязательств».

В общем, решить проблему бездомных можно в двух случаях. Во–первых, при дальнейшей совместной работе правоохранительных органов и системы социальной защиты. А во–вторых, при желании самого бездомного вернуться к нормальной жизни. Недавний пример и пока очень не характерный. Светлана, педагог и просто хороший человек, жила с мужем в общежитии. Но супруг стал выпивать и работы лишился. А вместе с ней и жилья. С женой развелся и исчез в неизвестном направлении. Она просто оказалась на улице. Первое время жила у знакомых. Потом пришлось обратиться в Дом ночного пребывания. Сейчас все уже в порядке: Светлана устроилась работать в детский садик и недавно получила комнату в общежитии. Так что помочь попавшим в беду людям готовы. Было бы у них желание помочь самим себе.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter