Если в знаниях пробел, нажимайте Enter

Гораздо раньше, чем электронные учебники, в белорусские школы пришли электронные “наставники”. Директор предприятия-разработчика компьютерных программ для системы образования “ИНИС-СОФТ” Дмитрий КЛЕБАНОВИЧ считает, что они не менее человечны, чем живые учителя, потому что не устают искать индивидуальный подход к каждому ребенку.

— Наше научно-производственное предприятие всегда работало в тесном контакте с Министерством образования и школой. Появление первых вариантов “Школьного наставника” по математике и русскому языку в конце 90-х годов как раз и обусловлено новыми педагогическими идеями. Школы Беларуси стали переходить от обучения всех к обучению каждого, а это потребовало активного использования информационных технологий. Серия “Школьный наставник” задумывалась как комплекс программ для организации индивидуальной работы ученика с учебным материалом. Ведь при традиционной поурочной системе педагог работает с группой детей. Даже если он хорошо знает индивидуальные особенности каждого своего ученика, выстроить два десятка различных образовательных траекторий выше его возможностей. А дети все разные: у кого-то проблемы с запоминанием, но отличное логическое мышление, кто-то мыслит образами, а потому не в ладу с логикой, а кто-то просто боязлив и застенчив. Программы серии “Школьный наставник” дают возможность ученику двигаться в своем индивидуальном режиме.
Педагоги знают такое явление, как “обвал успеваемости” — сначала ученик не усваивает малую толику материала, потом из-за этого пробела в знаниях — целую тему, а вскоре у него проблема с предметом. С помощью наших программ можно выявить первые островки незнания и организовать индивидуальную работу по их устранению, не допуская “лавин” и “обвалов”. Успехи педагогов, использующих программные продукты на уроках белорусского, русского языков и математики, явились стимулом для других учителей-предметников, по многочисленным просьбам которых наше предприятие сейчас завершает разработку курсов по истории Беларуси, информатике, физике, химии... Кроме того, с помощью учителей мы активно дорабатываем уже существующие комплексы, и школы — обладатели любых версий могут бесплатно скачать обновление, посетив наш сайт.
— А могу ли я дома так же грамотно организовать учебу сына, если школа не использует “Школьный наставник”?
— Да. Понимая, что не все школы смогут быстро организовать использование программных средств, мы на базе серии “Школьный наставник” разработали серию “Семейный наставник”. Даже не очень искушенный в педагогике родитель может легко контролировать успеваемость ребенка, оценивать динамику его достижений, помогать преодолевать затруднения. Хорошо зарекомендовало себя совместное использование наших продуктов в школе и дома — так называемый распределенный учебный процесс. В школе учитель при помощи “Школьного наставника” проводит диагностику и готовит рекомендации ученику, дома ученик при помощи “Семейного наставника” работает в соответствии с этими рекомендациями. Вся информация из школы домой и из дома в школу передается на дискете, а поэтому и учитель, и родители могут постоянно контролировать результаты работы ребенка.
— Чем вы будете заниматься, если все четыре с небольшим тысячи белорусских школ установят ваших “Наставников”?
— “Школьный наставник” — только одно из направлений нашей работы. Кроме того, мы сейчас работаем над созданием программных комплексов управления качеством учебных достижений учащихся. Цель этой разработки — дать педагогам средства гарантированного достижения максимального для данного ребенка учебного результата.
— Как может выглядеть новаторство у электронного “учителя”?
— Новатором должен быть не электронный учитель, а живой, вооруженный новыми педагогическими, в частности информационными, технологиями. А тут еще, как говорится, поле непаханое.
Первое направление — дифференциация заданий для разных психотипов детей. Мы видим учителя, который при помощи наших программных средств дает двум соседям по парте разные задания, в зависимости от типа их мышления и особенностей восприятия.
Второе направление — оперативный мониторинг качества образования, который мог бы провести учитель или администрация школы. Оперативно получаемая достоверная информация позволит принимать эффективные управленческие решения. Понимая, что еще не скоро каждый ученик будет иметь в школе отдельный компьютер, мы предлагаем технологию, позволяющую ученику работать с бумажным бланком, а учителю обрабатывать всю информацию при помощи наших компьютерных программ. Буквально несколько минут работы — и учитель видит уровень усвоения материала каждым своим подопечным, карту пробелов в знаниях и многое другое. При помощи этой же технологии администрация школы может получить информацию об эффективности и результатах работы каждого из учителей.
— Находятся ли в сфере ваших интересов управленческие компьютерные программы?
— Школа целостный организм и поэтому процесс ее информатизации должен быть комплексным. Наша серия “Учебное заведение XXI” сегодня уже активно используется более чем в 1000 школ Беларуси и России.
Наши программы позволяют и родителям, и администрации школ, и органам управления активно использовать возможности сети Интернет. Но, понимая, что за ресурсы глобальных сетей надо платить, мы стараемся оптимизировать соотношение времени работы в глобальных и локальных сетях.
— С какого класса ученики могут овладевать знаниями при помощи электронных “наставников”?
— Национальный институт образования проводил эксперимент с нашим “Школьным наставником”, в ходе которого программные комплексы по русскому языку и математике использовались второклассниками. Опыт удался — ведь сегодняшние дети техники не боятся, а с точки зрения методики программы соответствуют педагогическим требованиям.
— Дмитрий, школа — не банк, за клиента с портфелем не борется. Неужели ИТ-компания может получать прибыль, работая на систему образования?
— Сегодня как раз идет активная конкурентная борьба за учеников как в России, так и в Беларуси. В Российской Федерации накал борьбы вполне объясним: их школы получают “подушевое” финансирование, в прямой зависимости от количества учеников. А белорусов нет необходимости убеждать в значении образования: ученики мигрируют из одной школы в другую в поисках качественных знаний. Идет реформа системы образования, гимназии, лицеи и общеобразовательные школы стремятся предложить как можно больше современных образовательных услуг. И это только начало. А прибыль? Да ведь настоящий бизнес в том, чтобы быть полезным людям. И тогда деньги не цель, а всего лишь средство.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter