О профориентации в аграрном образовании

Если в вузе учат одному, а на производстве совсем другое...

Почему тема образования все время в центре самого пристального общественного внимания? А уж в канун ЦТ тем более. Ответ — в практической плоскости. Экономика кровно заинтересована, чтобы предприятия пополнялись высококлассными специалистами и рабочими. Их производственные успехи имеют денежный эквивалент и напрямую влияют на наш с вами уровень жизни. Поэтому в профессию вовлекать резонно абитуриента с мотивацией, чтобы не получилось так: после 4—5 лет обучения, придя к станку или в поле, выпускник вдруг прозрел: не ту стезю выбрал. Да и государственные деньги на учебу уже потрачены, не хотелось, чтобы впустую.

На этом акцентировал внимание Президент, выступая с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию. 


В очередной раз Глава государства потребовал присмотреться к учебным программам, их ориентации на практику. Ведь не секрет, что зачастую учебные планы не учитывают новые технологии и материалы. Парадокс: выпускнику приходится заново учиться непосредственно на производстве, что происходит сплошь и рядом. А это для дипломированного специалиста непозволительная роскошь.

Именно практика решит проблему. Причем начинать обучение студента можно и нужно чуть ли не с первого курса, «тащить» его к станку и в поле. В этом случае молодой человек, почувствовав, что ошибся с профессией, может безболезненно бросить учебу. После распределения, согласитесь, сделать это будет гораздо сложнее. 

Хороший задел в этом плане именно у аграрных вузов. Учитывая, что специальности для АПК остродефицитные и в большинстве своем молодежь не стремится работать в сельском хозяйстве, университеты выработали собственный механизм привлечения в свои стены толковых абитуриентов.

Во-первых, профориентация в аграрных альма-матер начинается не весной, когда большинство «коллег» проводят дни открытых дверей. Агровузы принимаются агитировать старшеклассников с 1 сентября. Во-вторых, за каждым отдельно взятым сотрудником учебного заведения закреплены конкретные школы, конкретные районы. С ребятами встречаются преподаватели, рассказывают о бонусах, которые можно получить в университете, по возможности вывозят на реальные производства. Цель — завоевать расположение тех, кто мог бы стать потенциальным студентом. Причем каждый, кто рассматривает сельхозспециальность, включается в своеобразную абитуриентскую базу. Накануне и во время вступительной кампании с ребятами из этого списка созваниваются уже приемные комиссии и ведут диалог, консультируют и вновь предлагают выбрать их альма-матер. Ну а там уже последнее слово за абитуриентом.

Отправляются на практику в учебные и учебно-опытные хозяйства вузов ребята уже после первого курса. Производственные практики проходят на 4—5-м курсах, а преддипломную — в хозяйстве, куда получили распределение (напомню, что оно проходит в агровузах еще осенью). Причем дипломные проекты пишут выпускники с учетом реальных проблем и особенностей той организации, которая через несколько месяцев станет его первым местом работы.

И еще. В сравнении с учебными планами аграрных вузов десятилетней давности время на проведение учебных и производственных практик увеличено в среднем с 30 до 70 процентов (в зависимости от специальности). В программу добавили занятия в созданных на базе университетов научно-практических центрах, учебу в так называемых базовых (передовых) хозяйствах и семинары с участием ученых и руководителей успешных производств.

Систему аграрного образования, сориентированную на практику, рассматривать имеет смысл комплексно. Смею надеяться, что опыт сельхозвузов принес свои положительные плоды. Если 10 лет назад в отрасли закреплялся лишь каждый третий молодой специалист, то сейчас выбор в пользу сферы сельхозпроизводства делает каждый второй вчерашний студент.

uskova@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter