Беларусь в рейтинге эффективности логистики Всемирного банка заняла 120-е место среди 160 стран

Если в логистике теряем мы, то находят другие

На 21 ступеньку опустилась Беларусь в рейтинге эффективности логистики Всемирного банка. На этот раз — 120-е место, а всего в топ участвовало 160 стран. В середине 2016 года республике остается лишь мечтать о некогда притягательном 74-м месте в престижной международной номинации. Такую позицию мы занимали еще в 2007-м. Заметим, индекс эффективности  учитывает не только состояние торговой логистики на международном и национальном уровне, но и качества инфраструктуры, простоту организации перевозок, измеряет и оценивает эффективность всех звеньев. Из стран-соседок и членов бывшего СССР наибольшего прогресса за два года добилась Литва, которая поднялась на 17 позиций вверх. А вот наш партнер по ЕАЭС — Армения — опустилась сразу на 49 ступенек. 

Через Беларусь, а это всего 650 километров в «поперечнике», проходят кратчайшие транспортные коридоры, соединяющие добрую половину мира, прежде  всего  Россию и Евросоюз. Безусловно, санкционный режим бьет по доходам от транзита, который за последние годы снизился почти на четверть. Так что рынок сложный, и на первое место выходит качество обслуживания грузов. Об этом шел разговор на заседании Президиума Совета Министров, где рассматривался проект Республиканской программы развития логистической системы и транзитного потенциала до 2020 года.

Площади логистических центров за пять лет должны прирасти более чем в полтора раза. Причем за средства инвесторов, а не государства. А вот на железной дороге новые пути открывают перевозки между Китаем и Европой. Несколько лет назад по этому маршруту через Беларусь проходил один поезд в неделю, к концу 2016 года их будет уже два в сутки. 

Перспективы вырисовываются и по другим направлениям, но до их реализации, увы, еще далеко. Начнем с того, что наши партнеры по Евразийскому союзу так и не разобрались с принципом резидентства. Сейчас после контроля на внешней границе ТС товар можно растаможить только в стране регистрации импортера. До сих пор ставки НДС значительно разнятся.

Нерешенным остается и вопрос грузоперевозок из третьих стран на территорию Таможенного союза по разрешительному принципу. В идеале белорусы могли бы забрать товар из сопредельного государства и доставить его в пункт назначения, тем более что некоторые грузоотправители не желают бить свои колеса по «славным» российским дорогам.

Ахиллесова пята отечественной системы — чрезмерный документооборот. В Литве, например, связанные с ним трудозатраты в несколько раз ниже. Наш механизм требует учета товаров с указанием всех стоимостных показателей.  Причем десятки реквизитов необходимо заполнять даже при кратковременном хранении грузов. Несоблюдение же этих норм грозит компаниям экономическими санкциями. Теряем время, и не случайно по пунктуальности поставок мы уступаем всем соседям. Чтобы остаться конкурентоспособными, корректировка здесь жизненно необходима.

А пока имеем то, что есть: загруженность более десяти введенных недавно в эксплуатацию логистических центров различной функциональности в среднем не превышает 50 процентов. Но, что удивительно, строительство новых объектов это не останавливает. А почему бы не начинать с простого расчета грузопотоков? 

И еще… Каждый центр работает сейчас сам по себе, так сказать, по ведомственному принципу. Конечно, конкуренции никто не отменял и не собирается, но, думаю, увязать всех в общую систему на данном этапе было неплохим решением. Качество услуг от этого только выиграет, а оперативность доставок возрастет. В выигрыше останется каждый, в том числе и госказна. В проекте новой Программы развития логистики сказано, что доходы Беларуси от транзита должны вырасти к 2020 году до полутора миллиардов долларов. Пока имеем куда меньше.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter