Если в кране нет воды

Июнь принес, можно сказать, первое заметное повышение цен на коммунальные услуги в этом году: на 80 процентов подорожали тепло и горячая вода.
Июнь принес, можно сказать, первое заметное повышение цен на коммунальные услуги в этом году: на 80 процентов подорожали тепло и горячая вода. До этого в феврале на 30 процентов повышались тарифы лишь на водопровод и канализацию, занимающие меньшую долю в общей сумме платежей. Отныне тариф на горячую воду в расчете на одного человека составляет 757,7 рубля, а цена отопления квадратного метра общей площади жилья поднялась до 157,1 рубля. Правда, повышение последнего тарифа потребители почувствуют лишь с началом отопительного сезона. За горячую же воду раскошелиться придется уже в следующем месяце.

Повышение цен на коммунальные услуги - вопрос обоюдоострый как для потребителей, так и для жилищно-эксплуатационных служб с той лишь разницей, что первые воспринимают непопулярный шаг всегда в штыки, вторые - с облегчением. Жилищно-коммунальное хозяйство до сих пор является последним оплотом бюджетного финансирования среди отраслей материального производства. Прямое возмещение его затрат из государственной казны составляет около 52 процентов. В прошлом году плата населения за коммунальные услуги не дотягивала даже до 20-процентного погашения их себестоимости, заложенного в бюджете. Незначительное повышение тарифов в основном было обусловлено лишь индексацией в соответствии с инфляцией. После июньского роста цен на коммунальные услуги доля населения в возмещении затрат выросла до 20 - 25 процентов. Поэтому, как сказали корреспонденту "СБ" в управлении экономики Министерства жилищно-коммунального хозяйства, в ближайшие месяцы плата за техническое обслуживание жилья и за коммунальные услуги останется прежней. Несмотря на то, что в период подготовки к отопительному сезону отрасль оказалась в сложном финансовом положении.

Долги субъектов хозяйствования за жилищно-коммунальные услуги исчисляются десятками миллиардов рублей, большая часть которых приходится на бюджетные организации. Недостаток финансирования тормозит ремонт теплосетей, что чревато неприятностями зимой. На грустные мысли жилищников наводят российские реалии, когда практически ежегодно из-за выхода из строя сетей мерзнут целые регионы. Учитывая, что жилищно-коммунальные инфраструктуры обеих стран очень схожи и срок эксплуатации их практически одинаков, вероятность подобных катаклизмов не исключена и здесь. Тем более случаи, когда отдельные дома и даже целые поселки оказываются отрезанными от тепла, бывают практически каждой зимой.

Россия, как известно, надеется решить проблемы жилкомхоза с помощью жилищно-коммунальной реформы, доработанная программа которой должна быть представлена Владимиру Путину к 1 июля. Основная соль ее, как известно, - переход на 100-процентную оплату населением коммунальных услуг к 2004 году. Примерив российскую задумку к нашей действительности, получим, что сегодня при условии 100-процентной оплаты технического обслуживания и коммунальных услуг владельцам типовой однокомнатной квартиры в среднем ежемесячно пришлось бы выкладывать около 43 тысяч рублей в отопительный период и 30 тысяч - в летний, двухкомнатной - 63 тыс. и 42 тыс. рублей соответственно, трехкомнатной - 85 тыс. и 55 тыс. рублей.

Естественно, что такая нагрузка не соответствует нынешним доходам населения. Поэтому о подобном переходе в белорусской жилищно-коммунальной сфере речь пока не ведется. Хотя не исключено и то, что, находясь в одном Союзном государстве, наши жилищники вынуждены будут учитывать российскую действительность. Как сказал корреспонденту "СБ" начальник экономического управления Минжилкомхоза Вахтанг Воложинец, "мы ожидаем серьезных решений по синхронизации наших действий с действиями России".

В общем-то справедливо, что население должно возмещать большую долю затрат, не перекладывая их на государство. Тем более что это имеет не только экономический, но и воспитательный аспект. Недавно во время поездки в одном из прибалтийских поездов я разговорилась с жителем Риги. Посетовав на высокие коммунальные платежи, "съедающие" большую часть зарплаты, он не преминул заметить, что подъезды стали светлыми и чистыми, а дворы - более благоустроенными. Выкладывая изрядные суммы на содержание своего жилья, люди научились просто бережнее к нему относиться. А жилищные службы смогли повысить качество своих услуг.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter