Календарь и традиции: 27 января – 2 февраля 2020 года

Если в феврале стоит сильный мороз — зима продержится совсем недолго

Уж действительно, зима в этом году выдалась в основном календарная. И необыкновенно жадная, у которой, как говорится, и снега не выпросишь.


Неделя 27 января — 2 февраля на какие‑то особо значимые праздники небогата. Да и не надо, накануне ведь их вполне хватило, так что небольшая передышка вполне кстати.

30 января в традиционном народном календаре — Антон‑полузимник, или Антонина — зиме половина. Антон любит людей «у зман зводзiць»: сначала обнадежит теплом, а потом нашлет сильные морозы. Так и говорили: «Антону веры не даваць, а сянца кароўцы даць».

На пороге — февраль, «люты». А как известно, «пытаецца люты, цi добра абуты», холодов‑то пока хватает, и «абутак» должен быть по‑зимнему надежным.

По высоте февральских сугробов судили о том, насколько сильной поднимется трава летом.
В прошлом обувь отражала местную традицию, пол, возраст, «маёмасны стан» обладателя, обязательно сочеталась с типом и цветом соответствующей одежды. Мастера старались, чтобы обувь привлекательно выглядела, украшали ее вышивкой на носках и голенищах. Женщинам нравились узоры из цветов — полностью раскрытых или из готовых распуститься бутонов, олицетворявших жизнь и плодородие. Обувь отделывали различными нашивками, пряжками, бляшками, бусами и даже маленькими бубенчиками. В ХVI — ХVII веках она становится более основательной, крепкой и прочной, с каблуком разной высоты и длинными голенищами, которые часто отворачивались наружу, а у представителей высшего сословия украшались бахромой и даже кружевом, недаром и поговорка появилась: «Вiдаць пана па халявах». Простой люд шил сапоги на заказ у местных мастеров, и такая обувь считалась выходной. Бывало, в воскресный день «да царквы» шли босиком, подвесив боты через плечо или же на «калок», стараясь их сберечь, а ближе к храму обувались. Лучшими считались сапоги‑вытяжки, изготовленные из целого куска мягкой кожи, их не носили на каждый день. Для будней сапоги делали черного цвета из двух кусков более грубой кожи и смазывали березовым дегтем, чтобы не пропускали влагу. «Заможная шляхта», кроме черных, носила боты желтого, красного, зеленого цвета (про что говорилось: «чырвоныя боты слуцкай работы»), с ажурными, вышитыми узорами сафьяновыми голенищами, на пятках приделывали шпоры. Для «дзяўчат» и «маладзiц» изготавливались «чаравiкi» из мягкой кожи, часто «казловыя», с голенищами разной высоты, шнуровкой спереди или сбоку, отделанные ремешками, тесемками и прочими украшениями. Женщины в возрасте вместо «чаравiкаў» носили легкие боты, которые надевали с чулками или «шкарпэткамi». С середины ХIХ века распространилась валяная обувь. Валенки быстро получили признание и стали незаменимыми зимой. Для прочности подошвы у них подшивались плотной кожей. Кроме очень плотных черных и серых валенок, катали валенки фетровые — белые, тонкие, но такие же теплые и долговечные, часто украшенные вышивкой, тесьмой и разноцветными «кутасамi». Особенно знаменитыми у нас считались дрибинские шаповалы, которые выезжали со своими изделиями далеко за пределы Беларуси.

2 февраля католиков Беларуси можно поздравить с первым практически уже весенним праздником — «Грамнiцамi» (Сретением), когда встречаются два противоположных и в какой‑то мере противоборствующих сезона: зима и лето. Считается, с этого дня зима поворачивает назад, она больше не в силах бороться с наступающим весенним ветром и теплом, хотя еще продолжает огрызаться холодом.
Если в феврале стоит сильный мороз — зима продержится совсем недолго.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter