«Если у детей должны быть кумиры, то почему не участники нашей программы?»

ПЕРЕДАЧИ для детской и молодежной аудитории на наших телеканалах можно по пальцам пересчитать. Одна из них — «Завтра — это мы!» на «Беларусь 1». Этот телевизионный проект, который стартовал несколько месяцев назад, знакомит зрителей с юными дарованиями — стипендиатами и лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

Руководитель проекта «Завтра — это мы!» на «Беларусь 1» Елена БУДРИЦОВА:

ПЕРЕДАЧИ для детской и молодежной аудитории на наших телеканалах можно по пальцам пересчитать. Одна из них — «Завтра — это мы!» на «Беларусь 1». Этот телевизионный проект, который стартовал несколько месяцев назад, знакомит зрителей с юными дарованиями — стипендиатами и лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

С 27 января «Завтра — это мы!» меняет прописку в телевизионной сетке — начнет выходить по воскресеньям в дневном эфире. В этот день героями выпуска станут Илья Полозков и Виктория Мигуля. Несмотря на юный возраст, заслуг у ребят немало. Чтобы не быть голословной, привожу факты.

Семнадцатилетняя Виктория — финалистка телевизионного проекта «Дети нового поколения», обладательница диплома 1-й степени в номинации «История языка», который завоевала на Международной олимпиаде по русскому языку стран СНГ и Балтии. Вика учится в 11 классе лицея БГУ, любит и знает русский, белорусский и французский языки. А восемнадцатилетний Илья Полозков — мастер спорта, чемпион Беларуси и призер чемпионатов Европы и мира среди юношей по современному четырехборью, стипендиат Президентского спортивного клуба. Он — студент 1-го курса Могилевского педагогического университета. По мнению тренеров, Илья — надежда нашей страны на Олимпиадах в современном пятиборье…

Сегодня гость «Теленедели «БН» — руководитель проекта «Завтра — это мы!», заведующая отделом подготовки телепрограмм для детей и юношества главной дирекции телепроизводства Белтелерадиокомпании Елена БУДРИЦОВА.

— Елена, какова была реакция зрителей после выхода «Завтра — это мы!»?

— Когда наши авторы созванивались с потенциальными участниками проекта, те реагировали очень осторожно: «А что за программа? Ой, не можем». Даже звучали такие ответы: «У нас не получается, мы не хотим». «Нам это не нужно». Но стоило «Завтра — это мы!» выйти в эфир, и проблема решилась сама собой. Зрители увидели, что проект действительно сделан современно, интересно, достойно, там никого не выставляют глупыми заучками. И сейчас отказов сниматься в программе нет. Даже наоборот. Иногда сами руководители учреждений образования звонят: «А у нас тоже талантливые дети! Мы хотим, чтобы о них рассказали».

Обычно в программе присутствуют два героя: мальчик и девочка. Стараемся, чтобы они были из разных сфер: творец и спортсмен, физик и лирик и т. д.

Не хочу хвастаться, но у программы, которая больше социальная, очень неплохой рейтинг.

— А участники не только ведь из столицы и областных городов приглашаются?

— Мы ищем героев по всей Беларуси. Талантливых детей много, но не все стали лауреатами и стипендиатами спецфондов Президента. Некоторые из них уже выросли. А мы берем ребят и девушек до двадцати лет.

— Бывают ли герои из райцентров и деревень?

— Есть такие. И они были у нас в программе. Но получение самой стипендии или звания лауреата спецфонда Президента — достаточно непростой процесс. Надо собрать очень много документов. Так понимаю, что люди из глубинки этим занимаются неохотно. Хотя обидно. Мы все знаем: в деревнях талантов не меньше, чем в областных центрах и столице.

— Какие истории в программе были самые яркие, необычные?

— Каждый ребенок, который был в нашей программе, уникален. Конечно, очень интересно смотреть на детей публичных, которые были на виду. Они изменились, и для многих это просто открытие. К слову, рассказывали в «Завтра — это мы!» об Андрее Кунце, участнике и призере республиканских и международных конкурсов, занявшем второе место на Детском конкурсе песни «Евровидение 2006». Очень интересно смотреть на него и подобных ребят по прошествии времени.

Мы не открываем таланты, они уже признаны, но рассказываем о них людям. Может, это простимулирует их сверстников к более активной жизненной позиции. Если у детей должны быть кумиры, то почему ими не стать участникам нашей программы?

— Здорово, что съемки идут не в студии, а детей показывают в их обычной среде…

— На тренировках, в школе, дома, с друзьями. Если снимать в студии, все было бы менее непосредственно.

— Елена, что объединяет героев проекта, кроме того, что они стипендиаты и лауреаты спецфондов Президента?

— Они все целеустремленные, терпеливые и талантливые. В переплетении всего этого и рождается что-то достойное. Ведь можно иметь талант, но растратить его, не реализовать. А нужно иметь цель и идти к ней. Наши герои все такие. И еще они вовремя встретили своих педагогов, у них была поддержка родителей.

— Я знаю, что в России есть телепрограммы для глухих и слабослышащих детей. Будут ли такие в Беларуси?

— Как ни крути, телевидение должно работать на массовую аудиторию и зарабатывать деньги, а узконаправленные передачи — выходить на специализированных, а не на центральных каналах. Они нужны, эти программы, но… Точно так же, как и детское вещание спасет только специализированный канал.

— Как вы считаете, какое время самое «смотрибельное» для «Завтра — это мы!»?

— Здесь не угадаешь. Раньше эфир шел в среду, а повтор — в пятницу. Иногда мы здорово «выстреливали» в среду, а другой раз, наоборот, — в пятницу. Сейчас нас перенесли на воскресенье. Это как жест признания со стороны руководства канала. Получалось, раньше программу смотрели только домохозяйки и дети, а сейчас у нее появится более широкий круг зрителей. Пусть смотрят родители и бабушки, которые завтра возьмут своих детей и внуков и отведут в какой-нибудь кружок, будут развивать их таланты.

— Хватает ли кадров, чтобы создавать такие программы?

— У нас есть кадры. Но чем меньше останется программ детского вещания, тем они быстрее будут убывать. Их может удержать только интересная работа.

— Выходят ли детские программы на белорусском языке?

— Выходит «Калыханка». А «Завтра — это мы!» — только на русском языке. Давайте, если будем слушать белорусский, то красивый. Сначала надо научить детей на нем говорить.

— Каких детских проектов не хватает на телевидении?

— Разных. У нас, к сожалению, практически нет вещания для детей. На это есть объективные причины. Проработав в своей должности шесть лет, понимаю, что ситуацию спасет именно специализированный телеканал. Он нужен, если нам необходимо детское вещание, и мы не хотим терять молодежную аудиторию, желаем видеть свои программы, а не чужие. К сожалению, сегодня программы для детей и юношества получаются роскошью. Но нужно понимать — это вклад в будущее.

У нас всего две программы для детей — «Калыханка» и «Завтра — это мы!». А из спецпроектов — «Детское Евровидение». Пока неизвестно, будет ли запущена «Бухта капитанов».

— А что с аналогом проекта «Умники и умницы» — «Дети нового поколения»?

— Он шел два года назад. Увидим ли мы его продолжение? На этот вопрос пока не могу ответить. Переговоры ведутся.

— Но ведь нам не хватает таких программ?

— Согласна, не хватает. Как и викторин, познавательных программ, спортивных шоу. Потому что любое такое шоу — финансовые затраты, которые на детском вещании, кроме вклада в будущее, не отбиваются.

— Елена, спасибо за беседу! Творческих успехов!

Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»  

 

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter