Если тебе советник имя…

Интервью нашей газете дал заместитель миннистра иностранных дел Беларуси Александр Михневич

Активизация внешнеэкономической деятельности — ключевой вопрос проходящего в эти дни ежегодного собрания руководителей загранучреждений МИДа Беларуси. О мерах, предпринимаемых внешнеполитическим ведомством по наращиванию белорусского экспорта, корреспонденту «Р» Юрию Бествицкому рассказал заместитель министра иностранных дел Беларуси Александр Михневич. 

— Александр Юрьевич, по каким направлениям будет активизирована внешнеторговая деятельность?

— По поручению премьер-министра мы определили подходы к развитию внешнеэкономических связей, реализации национальных интересов на каждом конкретном направлении и зарубежном рынке, что нашло отражение в стратегиях развития экспорта, разработанных каждым посольством. Главой государства и правительством определены экспортные приоритеты — прежде всего Россия, Украина, Казахстан, Китай и Индия, Латинская Америка. Если говорить об одном из ключевых наших партнеров — Российской Федерации, то мы должны активно развивать там собственную товаропроводящую сеть, участвовать в реализации федеральных и региональных программ. Примерами здесь являются руководители отделений нашего посольства в Санкт-Петербурге и Калининграде.  Необходимо усилить координацию промышленной политики в рамках Союзного государства: при организации новых производств, принятии государственных решений об их поддержке необходимо учитывать и потенциал соседа. К примеру, в России сегодня формируется программа развития сельхозмашиностроения. Прекрасно понимая ее необходимость, мы хотим, чтобы российская сторона учитывала возможности МТЗ и «Гомсельмаша», других белорусских сельхозпредприятий. Ведь они способны полностью закрыть потребности российского рынка в определенном классе техники. 

Хороший пример – организация торгово-экономического сотрудничества с Москвой.  Координирующим органом взаимодействия здесь выступает Совет делового сотрудничества. Наше посольство в Российской Федерации должно внести в правительство конкрентные предложения по созданию аналогичных московскому советов делового сотрудничества, выработать программы их деятельности с каждым федеральным округом. 

— Как бы вы охарактеризовали уровень торгового сотрудничества Беларуси с другими странами?

— В 2005 году товарооборот со странами СНГ без учета РФ увеличился в 1,6 раза. Данные января—апреля нынешнего года также подтверждают положительную тенденцию – экспорт увеличился более чем в полтора раза при росте положительного сальдо в 2,8 раза. Этот показатель, я бы сказал, “вытягивают” отношения с Украиной, товарооборот с которой за 5 месяцев 2006 года превысил 800 млн. долларов. Увеличение товарооборота с Украиной до 2 млрд. долларов вполне реально. Позитивная экспортная динамика наблюдается в отношениях с Молдовой, Казахстаном, Арменией. Важным является налаживание торгово-экономических отношений с Кубой. Недавно в эту страну состоялся деловой визит премьер-министра Сергея Сидорского. В ходе 6-часовой беседы с руководством страны обсуждены все возможные направления сотрудничества. Белорусский экспорт на Кубу возрос в 1,9 раза. Аналогичные подходы должны распространяться на Латинскую и Южную Америку, пока экспорт в крупнейшие страны региона — Агентину и Бразилию — до обидного мал. Отличный пример возможностей сотрудничества с этим регионом показал недавний визит в нашу страну президента Венесуэлы Уго Чавеса. 

— В Западной Европе и США постоянно предпринимаются попытки выстраивания экономических барьеров в отношении Беларуси. Что делать в данной ситуации?

— Здесь крайне важно показывать нашим западным партнерам обоюдоострость любых экономических барьеров. Ведь от ограничения экспорта страдает не только экспортеры, но и импортеры. Многие из них привязаны к белорусской продукции на долгие годы, выстроили на этом свой бизнес, создали тысячи рабочих мест. Важно, чтобы наши партнеры доводили эту аргументацию до своих правительств. В немалой мере это удается в Литве, Латвии, Польше, Словакии, Германии и других странах.  

— Какие требования будут предъявлены торговым советникам в условиях  активизации внешнеполитической деятельности?

— В первую очередь им не надо ссылаться на сокращение экспорта в связи с переориентацией поставок высоколиквидных и биржевых товаров в другие страны. От подобного подхода страна только выигрывает, в данной ситуации белорусские товары возрастают в цене. Следует держать курс на диверсификацию экспортных товаров, которая гарантирует расширение номенклатуры поставок на зарубежные рынки. Далее. На будущий год установлены напряженные задания по привлечению иностранных инвестиций в экономику страны в размере 2 млрд. долларов. За первый квартал 2006 года инвестиции составили 400 млн. долларов, что на 6 процентов больше аналогичного периода прошлого года. В числе стран-инвесторов – Украина, Германия, Австрия, Великобритания, Швейцария и ряд других стран. Советник должен четко представлять, в какие сферы в стране он сможет привлечь инвестиции. Отраслевое министерство должно конкретно сказать, под какие проекты нужны средства. Тогда и торговые советники будут четко представлять, на каких направлениях им концентрировать усилия. 

— Что же затрудняет развитие внешнеэкономических связей?

— Во-первых, нужна разветвленная товаропроводящая сеть предприятий-экспортеров за рубежом. К 2010 году мы ставим задачу реализовывать через нее не менее 80 процентов экспортируемой продукции. Причем не следует гнаться за количеством, а отдавать приоритеты качественному содержанию: современным инфраструктуре и форме расчетов, обновлению ассортимента, квалификации кадров. Иначе завтра мы будем иметь 500 торговых домов, а эффективность их работы будет небольшая. Советникам нет смысла отчитываться за экспортную работу БелАЗа, МАЗа, МТЗ и «Белнефтехима», так как эти гиганты сами создают товаропроводящую сеть. На контроль надо взять малые и средние предприятия. Во-вторых, необходимо расширять производство за рубежом. Для этого нужно целенаправленно создавать сборочные производства с прицелом на среднесрочную перспективу. Следует контролировать, как идет эта работа в регионах и на конкретных заводах.  

В-третьих, необходимо максимально стимулировать экспорт, причем не только финансово, в первую очередь за счет устранения административных барьеров. Здесь тоже должен работать принцип «одного окна». Я имею в виду и институт добросовестных экспортеров, которых должно быть не 10—15, как сегодня, а 1015; наличие «зеленых коридоров» для экспортных грузов на границе; в целом упрощение таможенных процедур, минимизацию вывозных таможенных пошлин. 

В-четвертых, торговать надо эффективно. Дорого продавать, дешево покупать. Для этого  необходимо постоянно следить за ценами на внешних рынках на основные для нас экспортные и импортные товары. Это тоже одна из основных задач советников посольств  по торгово-экономическим вопросам. С этой целью формируются также соответствующие базы данных в Национальном центре маркетинга и конъюнктуры цен. 

Наконец, дипломатическими и экономическими методами мы должны предотвращать введение каких-либо ограничительных мер в отношении белорусской продукции. В прошлом году удалось не допустить ограничения экспорта в разные страны на сумму более 300 млн. долларов США. И в этом году задачи стоят не менее сложные. 

На снимке: Александр Михневич.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter