«Если театры не спустят штаны…»

Народный   артист   СССР,   директор   и   художественный   руководитель   МХТ   имени   Чехова   Олег   Табаков   пообещал   чаще   бывать   в   Беларуси

Народный   артист   СССР,   директор   и   художественный   руководитель   МХТ   имени   Чехова   Олег   Табаков   пообещал   чаще   бывать   в   Беларуси 

Московский художественный театр имени Чехова приехал в Минск с гастролями впервые за 20 лет. Стоит ли говорить, что билеты на «Утиную охоту» и «Последнюю жертву», которые прошли в рамках III Международного театрального фестиваля «Панорама», были раскуплены мгновенно. И не только потому, что нам не хватает свежего театрального дыхания. В обоих спектаклях были заняты звезды, главная из которых, несомненно, Олег Табаков. Театральный мэтр в белорусской столице не только сам блистал на сцене, но еще успел встретиться с молодежью – студентами творческих вузов. Актовый зал Академии искусств не мог вместить всех желающих на мастер-класс Табакова, но те, кому все же посчастливилось попасть, получили полуторачасовой позитив. Тонкий юмор и мудрые мысли опытного человека мы и представляем сегодня нашим читателям. 

О   демократии   в   театре 

Когда я пришел в МХТ, первым делом я отменил демократию. После этого купил 2 ящика шампанского, и мы отметили это дело. Ведь до этого там были грязь и бардак. Хотя все преступления, совершенные до прихода «спасителя», подпадают под амнистию.  Скажу, что уволил я немногих. В театре должна быть дисциплина. В этом месяце, например, я оштрафовал Семчева на 30 тысяч российских рублей за два опоздания. При этом я не тиран. Тирания – это когда насилие в норме. 

О   театре   и   коммерции 

Выживут только те театры, которые научатся зарабатывать деньги, не спуская при этом штаны. 90 % моих коллег сегодня просто плывут по течению, и говорить, что  важно искусство, а не то, сколько людей в зале, – это ложь и лукавство. Я вообще считаю, что необходимо ввести  понятие «собираемость зрительного зала». Дело нужно уметь наладить так, чтобы репертуар и его воплощение были художественны, рассказывали о человеке. Тогда театр будет популярен. 

О   профессии 

Театр – это зона повышенного социального риска. Мы, актеры, живы до тех пор, пока способны удивляться талантами других. В наших странах актерский труд довольно тяжелый. Кроме того, сегодня происходит процесс умаления профессии. Огромные деньги запускаются в телевидение, многие теперь ставят знак равенства между ТВ и театром. Хотя многие актеры из тех же сериалов не умеют даже мяукать… 

О   братских народах 

К сожалению, я нечасто бываю в Беларуси. Мне очень бы хотелось сделать здесь настоящие гастроли нашего театра, а не просто чес. Думаю, это будет интересно и вам, и  нам. Наши народы схожи в терпимости, доброжелательности, открытости. Наши государства и люди многое перенесли, много настрадались, при этом всегда были вместе. Это нас и объединяет. Знаете, нам все-таки очень присуще чувство сострадания. Наш театр как-то был на гастролях в Японии. После спектакля ко мне подошла переводчица и сказала, что хотела бы уехать с нами в Россию. На мой вопрос, почему, она ответила совершенно неожиданно: «Я хочу страдать!» Поэтому повторюсь еще раз: потребность в театре у нас будет всегда, потому что на нашем пространстве было много боли и страдания. 

Об   интеллигентности 

В Оксфордском словаре после определения слова «интеллигент» идет уточнение: «русский интеллигент». Так вот русский интеллигент – это человек, способный озаботиться положением тех, кто живет хуже, чем он. Сострадание плюс культура – это то, что у нас еще все же осталось. Театр – это не просто так, это способность откликаться на чужую боль. 

О   сегодняшней работе 

Работаю в театре, где у нас каждый сезон идет около 110 спектаклей. После съемок у Эльдара Рязанова в картине «Андерсен. Жизнь без любви» хочу сняться у Киры Муратовой в страшной рождественской сказке «Накануне Рождества». Кроме того, Алла Сурикова снимает сейчас что-то вроде продолжения известной ленты «Человек с бульвара Капуцинов», планирую быть и там… 

О   творческих   планах 

О планах буду говорить с пометкой «Е.Б.Ж.», как у Толстого: если буду жив. Так вот, Е.Б.Ж., то три вещи точно сделаю. Построю филиал для художественного театра, внутри дворика снесу старое здание и построю новое для производственных цехов. Кроме того, хочу «запустить» пять талантливых режиссеров, поставить на ноги молодых актеров. Знаете, они сегодня мало  играют на большой сцене. Но хорошим актером становишься только тогда, когда играешь вместе с великими. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter