Как помочь дошкольнику адаптироваться к школе

Если школа не только праздник

Вспоминаю свое 1 сентября. Проснулась ни свет ни заря, проверила накрахмаленную форму и большущие белые банты, новые туфли и ранец. Сколько нетерпения в то утро было! А какое ощущение праздника!.. Действительно, для многих бывших детсадовцев ожидание того дня, когда они пойдут в школу, сродни ожиданию дня рождения или Нового года. Однако начинается учебный год, и у некоторых первоклассников эмоциональная приподнятость исчезает: дети сталкиваются с первыми трудностями, у них не все получается, они разочарованы. О том, как облегчить ребенку адаптацию к школе, «Р» рассказала специалист психологической лаборатории Городского клинического детского психиатрического диспансера (Минск) Инна Жигалкович-Караман (на снимке).


Прежде всего родителям нужно помнить, что начало обучения — очень напряженный период. У ребенка появляются совершенно новые условия жизни и деятельности, новые контакты, обязанности, новая социальная роль — роль ученика. А все это большие физические и эмоциональные нагрузки на маленького человека. Ему трудно все: учиться по новому расписанию, а не когда хочется, не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, долго сидеть в определенной позе, а не бегать и прыгать. Адаптация к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех сил организма. И может занять от нескольких недель и до года включительно. А вот причины школьной дезадаптации, говорит специалист, могут быть различными:

— Во-первых, это недостаточная подготовка к школе как в эмоциональном плане, так и по уровню знаний. Во-вторых, нехватка навыков по самоконтролю собственного поведения: ребенку тяжело физически высидеть целый урок, не выкрикивать с места, вести себя тихо, слушать и слышать учителя. Кроме того, причиной сложной адаптации может быть неприспособленность к темпу школьного обучения. Это чаще встречается у физически ослабленных либо у медлительных по природе детей.


В этот список Инна Жигалкович-Караман также добавляет эмоциональную незрелость, которая проявляется в тревожности, замкнутости, повышенном волнении при обращении или при выступлении перед классом. У таких детей могут появиться запинки в речи, тики, навязчивые движения, частые отлучки в туалет (могут возникать энурезы и энкопрезы), жалобы на головную боль или боль в животе. При появлении таких признаков родителям обязательно необходимо обратиться к врачу. Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием здоровья и поведением первоклассника. Также полезно общаться с учителем, который непосредственно наблюдает за поведением детей в школе, могут помочь и родители одноклассников.

В то же время есть и физиологические условия, которые помогают улучшить адаптацию первоклашки к школе. Сюда психологи относят обязательное изменение и соблюдение режима дня, необходимость смены учебной деятельности дома, создание условий для выполнения домашнего задания и двигательной активности ребенка между выполнением уроков. Кроме того, родителям необходимо наблюдать за правильной позой во время домашних занятий, следить за хорошим освещением рабочего места, предупреждать развитие близорукости и искривления позвоночника, заниматься закаливанием ребенка и максимально развивать его двигательную активность.

Есть и психологические условия, помогающие улучшить адаптацию к школе. Вот что перечисляет Инна Жигалкович-Караман:

— Первое условие школьного успеха — это самоценность ребенка для его родителей. Второе — создание благоприятного психологического климата со стороны всех членов семьи к первокласснику и образу школы, школьным друзьям, учителю, учебе в целом. Родителям нужно обязательно проявлять интерес к учреждению, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. После уроков важно интересоваться не только тем, что проходили сегодня в школе, но и тем, какие чувства испытывал ребенок, когда его спрашивал учитель, когда его хвалили или делали замечания. Кроме того, родителям стоит познакомиться с одноклассниками своего чада и предоставить им возможность общаться после занятий.


О чем еще не должны забывать взрослые? Прежде всего о недопустимости физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей и тем более сверстников. В период адаптации стоит учитывать и темперамент: медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость, неприятие их особенностей. Детям нужно предоставлять самостоятельность в учебной работе и организовать обоснованный контроль за учебой, поощрять первоклассника.

— Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокоит ребенка и поможет снять напряжение, накопившееся за день, — резюмирует специалист. — А самое главное — любите своего ребенка всем сердцем, и все, что казалось трудным, будет вам по плечу.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter