Когда Беларусь сможет полностью обеспечить себя отечественной гречневой крупой?

Если с просом все просто...

В магазине деревни Большие Круковичи Ганцевичского района любых круп достаточно. Продавец Галина Занько утверждает: цены покупателей устраивают.  Гречка стоит 2,15—2,8 рубля за килограмм, пшено —  рубль. Как это соотносится со стоимостью аналогичного товара в городе?


Заглянем в ближайший от редакции столичный магазин. Три вида белорусской гречки  по 1,95–2,4 рубля за килограмм, российская — 2,5. Наше  пшено — по рублю, произведенное у восточных соседей — на 10 копеек дороже. Как видим, цены в городе и на селе примерно одинаковые.

За 8 месяцев в Беларуси произведено 41,6 тысячи тонн всех видов круп — чуть более 95 процентов к уровню прошлого года. По итогам 2017-го ожидается 63,5 тысячи тонн — 96 процентов. Это вовсе не означает, что нельзя выработать больше. Просто учитываются спрос и запасы прошлого урожая.

Потребность нашего рынка в гречке около 15 тысяч тонн в год. В 2016-м из отечественного сырья произведено всего 5 тысяч.  Получается,  две трети пришлось завезти из-за пределов страны.

Однако так было не всегда, поясняет заместитель начальника управления по хлебопродуктам главка перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Ирина Баранцевич. Например, в 2015-м отечественные переработчики отправили потребителям 13 тысяч тонн гречки и почти полностью закрыли потребности своего рынка. 

С остальными видами круп проблем никогда не возникает. Например, за прошлый год у нас произведено 903 тысячи тонн пшена, и его хватило для всех. На внешнем рынке хорошо продается наша овсяная крупа. За прошлый год экспортировано 14 тысяч тонн, в этом ожидается 12 тысяч. Покупатели преимущественно российские. В небольших объемах также реализуется перловая и ячневая крупа.

Однако все, что предлагает торговля в этом сегменте, выработано из прошлогоднего урожая. Каковы же перспективы нового?

В этом году к уборке сохранилось 14,1 тысячи гектаров гречихи против прошлогодних 11,4 тысячи. После доработки ожидается  11,6 центнера с гектара против  9,6 в 2016-м. Уже убрано  более трети посевов. Урожайность существенно разнится по регионам: в Гродненской области в бункерном весе собирают по 21,3, Витебской — 14,1 центнера с гектара. Этому есть объективные причины.  На Витебщине и земли похуже, и сумма температур всегда меньше. На Гродненщине, как и по другим культурам, сказались два важнейших фактора: соблюдение технологии возделывания  и благоприятные погодные условия.

Валовой сбор гречихи  после доработки ожидается чуть больше 16 тысяч тонн. Одна треть — отходы. В итоге можно осторожно прогнозировать более 11 тысяч тонн готового к употреблению продукта. Как видим, потребность в импорте сохранится, но значительно меньшая, чем по итогам работы за прошлый сезон.

Если урожайность гречихи выше прошлогодней, то проса — ниже. Год назад с гектара в бункерном весе молотили 26,1 центнера, сейчас — 21,1. Причина? В период налива, когда шло формирование зерна, не хватало влаги.

Кто-то скажет: как же так, ведь нынешнее лето было благоприятным, периодически шли дожди, это положительно отразилось на урожае зерновых. Но не надо забывать, что просо созревает позже других культур, поясняет заместитель начальника управления растениеводства главка растениеводства Минсельхозпрода Юрий Зозуля. Когда оно было готово, в августе случился небольшой жаркий промежуток, сыгравший негативную роль. И хотя валовой сбор проса ожидается меньше прошлогоднего, это некритично для полного обеспечения отечественным пшеном. 

В Минсельхозпроде «СГ» сообщили: предельные максимальные цены на гречиху урожая 2017 года, поставляемую по госзаказу для переработки в крупу, повышены по сравнению с 2016-м на 20 процентов, на просо — на 11,2. В результате гречиху первого  класса можно реализовать  по  574 рубля за тонну, второго — по 535, третьего — по 475. Просо, поставляемое для продовольственных целей: первый класс — 198 рублей, второй — 182, для  переработки в комбикорма и на кормовые цели (третий класс) — 145 рублей. 

НЕ приведет ли повышение закупочных цен на сырье к увеличению розничных на крупу? 

Эксперты говорят: однозначно ответить сложно. Все будет зависеть от конъюнктуры. Соблазн переписать ценники в сторону увеличения всегда есть. Но не надо забывать, что такого товара на рынке достаточно. Поэтому любая прибавка всегда ведет к сложностям с реализацией. Этим тут же воспользуются конкуренты, которые будут предлагать прежнюю цену. А Министерство антимонопольного регулирования и торговли для того и существует, чтобы предотвратить сговор производителей.  К тому же стоит помнить об открытости нашего рынка. Если белорусские крупы будут дороже зарубежных, сразу же хлынет поток более дешевого импорта. Словом, переработчикам надо все взвесить, прежде чем предложить торговле отпускные цены.

Хотя урожай гречихи нынешнего года еще предстоит убирать, однако уже сегодня пора заглянуть за горизонт. При нынешних подходах этого отечественного  продукта все равно будет не хватать. Что же делать? 

Ученые НПЦ НАН по земледелию проанализировали историю проблемы. В 60-х годах прошлого столетия гречиха возделывалась более чем на 300 тысячах гектаров,  в 70—80-х — на 100 тысячах. В начале нынешнего века — всего от 8 до 44 тысяч гектаров. О последних двух годах уже сказано. Для гарантированного  обеспечения страны крупой собственного производства хотя бы по минимальным медицинским нормам (6 килограммов в год на человека) необходимо увеличить площади посева гречихи минимум до 35—40 тысяч гектаров. 

Кто скажет, что задача эта непосильная? 

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter